IMG_6306В муниципальном Центре культуры состоялась встреча главы Находкинского городского округа Андрея ГОРЕЛОВА с жителями города. Её формат был определен в ходе мартовского рабочего визита губернатора края Владимира МИКЛУШЕВСКОГО. На совещании под его руководством, главной темой которого стала угольная пыль, целесообразность прямого диалога власти и населения подчеркивалась не раз. Администрация города выступила с инициативой провести такую встречу, пригласив общественность для обсуждения актуальной проблемы. У открытого микрофона выстроилась очередь из желающих обозначить свою позицию. О главном в этом диалоге по его завершении мы поговорили с Андреем ГОРЕЛОВЫМ.

IMG_6385Андрей Евгеньевич, что, на Ваш взгляд, главное в состоявшейся встрече?
.Администрация города создает площадку для открытого обсуждения вопросов, связанных с негативным воздействием угольной пыли на окружающую среду и здоровье людей, сохранением экологического равновесия в границах городского округа. Участвовать в таком обсуждении могут все желающие. И первая встреча показала, что такой формат дает возможность высказываться и за, и против. Острой критики в адрес портовых предприятий прозвучало много.
Итогом такого диалога станет создание инициативной группы. В её состав войдут представители общественности, контрольно-надзорных органов и специалисты стивидорных компаний. Планируем, что инициативная группа будет выезжать на терминалы, знакомиться с организацией перевалки угля, в первую очередь там, где нарушения очевидны.

Как отреагировали стивидоры на требования жестче обеспечить соблюдение технологических и экологических норм при перегрузке угля?
.На ряде предприятий уже отказались от эксплуатации устаревшего оборудования, пересмотрен производственный цикл, закуплены новые водяные пушки, которые задействованы на участках наибольшего пыления – сортировки, очистки и дробления, перевалки из вагонов на причал и с причала на суда, а также для орошения угольных штабелей.
Дополнительные пушки установлены на причалах стивидорных компаний на мысе Астафьева – ЕВРАЗ Находкинский торговый порт, терминале «Мыс Астафьева», ООО «Аттис Интерпрайс», «Порт Восточные ворота». Муниципальное предприятие «Находка – Водоканал» предоставляет данные о многократном повышении объемов потребляемой воды стивидорными компаниями.
Важным фактором в пользу экологии стало значительное снижение объемов очистки угля от посторонних примесей на всех терминалах. Например, ЗАО «Дальмормонтаж» обеспечило такое снижение на 70%. В марте из всего объема перевалки до 80 тысяч тонн очистку здесь прошли только 15 тысяч тонн. В компании «Порт Восточные ворота» отказались от сортировки и очистки всего груза.
Но говорить о том, что проблема угольной пыли решена, преждевременно. Жители города судят о загрязнении воздуха, протерев подоконник собственной квартиры. Это их персональный тест на чистоту. И никакие пробы воздуха не убедят горожан в обратном. Конечно, не все предприятия успели многое изменить за прошедшие два месяца. 11 стивидорных компаний утвердили большие планы по модернизации технологических линий, замене устаревшего оборудования на современное, использованию дополнительных возможностей пылеподавления на весь 2017 год.
Это, в первую очередь, установка новых высоких защитных экранов, позволяющих улавливать пыль, или установка второго контура на уже действующих.
Как факт положительный необходимо отметить готовность стивидоров вкладывать немалые средства в обновление производственных линий, закупку нового оборудования, что подтверждается их годовыми планами. Инициативная группа увидит процесс модернизации на причалах, где вправе будет знакомиться с технологическими процессами, задавать вопросы и получать конкретные ответы от первоисточника.

Как Вы считаете, насколько продуктивным будет такой диалог для горожан?
.Он поможет жителям получать достоверную информацию о происходящих переменах, решаемых задачах и полученных результатах. На встрече прозвучало, что зачастую люди мало знают о происходящем на предприятиях города, какие перемены идут. Общественный контроль призван исправить этот недостаток. Думаю, что инициативным и неравнодушным гражданам это будет по силам и работа группы не сведется к разовым походам, а будет строиться на постоянной основе.

На встрече в МЦК высказывали предложения запретить перевалку угля на терминалах. Насколько, на Ваш взгляд, они оправданны?
.Нужно рассматривать работу таких предприятий с двух позиций. Первая – как крупных налогоплательщиков в бюджеты всех уровней, в том числе городской. Эти средства направляются на развитие города, решение социальных проблем и задач. Вторая – трудоустройство и социальная защищенность людей, которые там работают и получают достойную заработную плату. В портах трудятся 5517 человек, у каждого семья, которая за пособиями к государству не приходит. Можем ли мы с учетом этих обстоятельств требовать фактического закрытия компаний? Не можем. Но имеем полное право требовать соблюдения всех норм и правил промышленной и экологической безопасности, организовывать общественный и технологический контроль, публично обсуждать острые проблемы и сообща находить пути их решения. Что мы и делаем.
Контрольно-надзорные органы – Росприроднадзор, Роспотребнадзор внимательно отслеживают ситуацию на морских причалах, в разы увеличилось количество составленных протоколов об административных нарушениях за допущенные нарушения, которые отправлены в суд для привлечения виновных к ответственности. Усиление такого контроля работает на пользу территории и её жителям.
Депутаты Государственной думы от партии «Единая Россия», лично изучившие ситуацию, считают, что пути решения лежат в правовой плоскости. Необходимо вносить изменения в законодательство с целью усиления ответственности бизнеса за нарушения экологического характера, принятия четких норм и требований в части организации процесса перевалки пылящих грузов. Это тем более важно, когда речь идет о территориях, где не одно такое предприятие, а несколько.

Андрей Евгеньевич, стартовал двухмесячник по благоустройству и санитарной очистке города. Связаны ли запланированные мероприятия с обсуждаемой темой угольной пыли и защиты жилых районов от её негативного воздействия?
.Обязательно. Все терминалы включили в планы неотложных мер высадку деревьев и кустарников в жилых районах, расположенных вблизи портов. Администрация города будет координировать эту работу.

В 2017 году Находка включилась в пилотный проект партии «Единая Россия» «Городская среда», цели которого совпадают с желаниями находкинцев жить в чистом, благоустроенном городе. Могут ли жители вносить свои предложения по ремонту и благоустройству своих дворовых территорий?
.Это нужно делать обязательно, и не позднее 20 апреля внести свои коллективные заявки на участие в программе. Чтобы стать участником программы, нужно обратиться в администрацию города. На нашем официальном сайте размещена подробная информация, как и что нужно сделать. Ждем писем и предложений.

Беседовала Наталья ВОТЧАЛ