В нашу гавань платформы зашли

В декабре прошлого года в залив Восток прибыли две плавучие полупогружные буровые установки «Северное сияние» и «Полярная звезда». Они остановились на рейде и сразу взволновали общественность Находки. По городу поползли разные слухи: одни говорили, будто в наших морских просторах геологи обнаружили нефть, другие — природный газ, и что прибывшие платформы вот-вот начнут здесь бурение скважин, после чего будет налажена промышленная добыча полезных ископаемых. А дальше ещё страшнее — новые разработки недр негативно скажутся на нашей экологии. Мало, дескать, нам угольной пыли, так получите ещё испарения газа и нефти. В общем, у страха, как говорят, глаза велики. Но какова истинная цель прибытия платформ в наши воды?
Слухи не оправдались
Обе плавучие буровые платформы принадлежат «Газпрому» и находятся в оперативном управлении его дочернего предприятия — компании ООО «Газпром флот». По тактико-техническим данным они практически не отличаются друг от друга. «Полярная звезда» и «Северное сияние» — самоходные морские платформы катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхнее строение. Они предназначены для проведения разведочного и эксплуатационного бурения газовых и нефтяных скважин глубиной до 7500 метров, при глубинах моря от 70 до 500 метров, и даже при наличии битого льда толщиной до 70 см. Оснащены современным комплексом технологического и бурового оборудования. Длина платформы — 85 метров, ширина — 73, высота до верха вышки — 128 метров. Скорость — около шести узлов в час.
Изначально буровые установки строились в рамках проекта по увеличению доставки природного газа в Европу. По проекту предполагалось, что газ, добывающийся платформами на Штокманском месторожении, будет транспортироваться в США танкерами, а в Европу — по газопроводу. В связи с изменением конъюнктуры рынка проект по доставке газа в Америку не был реализован. А между Россией и Германией строится газопровод «Северный поток-2», для заполнения которого используется газ других месторождений. Стоимость проекта обеих платформ в 2007 году оценивалась в 59 млрд рублей. Так как планы по освоению Штокманского месторождения были перенесены, то местом их работы с 2012 года стал Сахалинский шельф.
Цель перебазирования в Находку, как выяснилось, вовсе не бурение скважин в заливе Восток, а проведение ремонтно-профилактических работ и подготовка платформ для дальнейшей эксплуатации на шельфовых проектах «Газпрома». Генеральным подрядчиком по выполнению ремонта является ООО «СК Северная гавань», выигравшая тендер.
Русские, немцы и поляки
Изначально весь спектр ремонта планировалось сделать в Китае. Однако вспыхнувшая пандемия коронавируса в начале прошлого года перечеркнула все планы «Северной гавани». Чтобы реализовать проект и подготовить «Полярную звезду» и «Северное сияние» к буровому сезону, было принято решение осуществить ремонт буровых в России, а именно в Приморском крае. Согласно ремонтной ведомости, для получения классификационных свидетельств Российского морского регистра судоходства, на платформах выполняется проверка и освидетельствование грузоподъёмных кранов и палубных устройств, определяется естественный износ вспомогательного оборудования. Что подлежит полной замене — обновляют, остальное чинят, продлевая срок службы.
— В ближайшее время на проект должны подъехать восемь немецких узкопрофильных специалистов, которые займутся ремонтом подруливающих устройств, а спустя несколько дней прибудут пять российских специалистов. С февраля нынешнего года успешно работают на ремонте ППБУ и 19 польских специалистов. Кстати, ранее люди из Польши работали с нами совместно на прокте в Германии, занимаясь ремонтом высоковольтного оборудования. И неплохо себя зарекомендовали.
Вместе с экипажем на платформе может разместиться почти 130 человек. Но в настоящее время здесь гораздо больше людей. Поэтому часть из них проживает на научно-исследовательском судне «Фёдор Ковров» и спасательных — «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Кавдейкин». ООО «СК Северная гавань» сотрудничает с АО «МАГЭ» и ФГБУ «Морспасслужба» по предоставлению вышеуказанных судов во временное пользование. Офисные сотрудники «Северной гавани» размещаются в гостинице «Восток», что в микрорайоне Врангель, — рассказала представитель по связям с общественностью ООО «СК Северная гавань» Ольга КЛИМЕНКО.
С коронавирусом — по всей строгости
Офисные сотрудники компании два раза в неделю проходят противоковидное тестирование и без надобности не бывают на буровых платформах. А в случае производственной необходимости перед появлением на буровых установках находятся в обязательной двухнедельной обсервации в гостинице «Восток». Да и с платформ без особой надобности стараются не снимать людей на берег. Вот в таком строгом режиме работают уже более трёх месяцев.
Запчасти и новое технологическое оборудование для ремонта буровых установок поставляются из разных стран мира, их закупка производится у компаний-производителей оборудования, установленного на ППБУ. Это уже второй их большой ремонт почти за десять лет эксплуатации, один из которых был сделан в Китае. В настоящее время выполнение заказа находится на пике работ.
Как отметила Ольга КЛИМЕНКО, буровые платформы были спущены на воду в 2011 году, а начали эксплуатироваться годом позже. По её словам, находкинские подрядчики не справляются с объёмом переданных им работ, а также выполняют ремонт на крайне низком уровне, хотя объём этих работ незначителен. Поэтому для выполнения ремонтных работ заказчик был вынужден привлечь высококвалифицированных специалистов из Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов России, являющихся официальными дистрибьютерами компаний-производителей технологического оборудования, установленного на буровых платформах.
Ремонт буровой платформы «Северное сияние» планируется завершить 15 апреля текущего года. После чего буровая с демонтированными ВРК будет погружена на специализированное полупогружное судно, на котором ППБУ и будет переправлена в Мурманск, где в это время начинается буровой сезон. Куда пойдёт вторая, на которой работы будут завершены месяцем позже, решение ещё не принято.
— Наши платформы в ваших краях появились впервые. Насколько мне известно, аналогичных судов в окрестностях Находки не было за всю её историю. Чтобы успокоить общественность городского округа, представители «Северной гавани» встретились с руководством администрации Находки и объяснили цель прибытия платформ в залив Восток. А затем по местному телевидению показали ви-деоролик, где наш главный инженер рассказал населению о том, что «Северная гавань» в данном случае просто воспользовалось удобным географическим положением для проведения планового ремонта платформ. И не более. Никаких буровых работ на морской акватории Находки производиться не будет, соответственно, не причиним экологии никакого вреда, — добавила Ольга Клименко.
Рассмотреть получше и ближе познакомиться с самоходными буровыми платформами лучше всего в интернете. Потому что с береговой полосы озера Рица и видовой площадки объездной дороги они видны не отчётливо. Особенно в туманную или дождливую погоду.
Владимир ФЁДОРОВ
На снимках: буровые платформы

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий