Дальтехфлоту — 75 лет

6 февраля исполняется 75 лет Дальневосточному техническому флоту. Во исполнение постановления Государственного комитета обороны СССР, приказом Наркомата Морского флота 6 февраля 1943 г. было образовано Дальневосточное управление морских путей – Дальморпуть, в дальнейшем – трест «Дальтехфлот» с расположением в Находке. С 1943 по 1959 годы это было самое крупное предприятие в Находке численностью 1200-1300 человек.


С входом Дальтехфлота в состав треста «Дальморгидрострой» (в 1959 году), последний приобрел основные структурные очертания, которые сохранялись им на протяжении всей его деятельности. Это 10 строительных и специализированных управлений, в том числе технический флот в количестве 71 единицы, 5 промышленных предприятий, автобаза, управление механизации, мореходная школа технического флота, учебный комбинат для подготовки кадров строителей, жилищно-коммунальная контора и другие службы.
В 1950-1960-е годы строительство новых дальневосточных портов приобретало первостепенное значение. Специалистов гидротехнических сооружений не хватало, эту проблему номер один с успехом решало такое учебное заведение, как Находкинская мореходно-техническая школа, основанная в 1943 г. Это учреждение в год выпускало более 300 специалистов рабочих морских профессий и младшего командного плавсостава, которые были востребованы не только в Дальтехфлоте, но и в Дальневосточном морском пароходстве, БАМРе, рыболовецких колхозах.
В целом можно сказать, что история Дальтехфлота крепко связана с историей освое-ния и развития Дальневосточного экономического региона России. При участии Дальтехфлота были построены торговые, рыбные, лесные порты, судоремонтные заводы различных ведомств, рыболовецкие базы, базы оборонного значения, котлованы под доки и подходные каналы. География работы судов предприятия обширна: это Сахалин, Курилы, Камчатка, Татарский пролив, Николаевск-на-Амуре, Славянка и Посьет (самый южный залив нашей страны), порт Восточный.
Особое место в истории предприятия занимает его участие в событиях времён Великой Отечественной войны. Технический флот создавал безопасные условия для плавания судов всех классов на подходах и в акваториях портов Сахалина, Порт-Артура и порта Дальний.
С историей Дальтехфлота связаны известные в Находке имена руководителей учреждения, выпускников Находкинской мореходно-технической школы, её преподавателей.
Первый директор Дальтехфлота Константин Яковлевич БОНДАРЕНКО родился 13 октября 1905 г. в поселке Славянск Донецкой области. Трудиться начал с 1919 года учеником слесаря в железнодорожном депо. В 1920 году Константин Яковлевич вступил в ряды Красной Армии. Будучи связистом в кавалерийской дивизии 1-й Конной армии, участвовал в боевых походах. После контузии и лечения отучился в школе связи, а в 1922 году был отправлен в Каспийское пароходство «Нефтефлот». В 1927 году Константин БОНДАРЕНКО получил профессию штурмана в Политехникуме водного транспорта Ростова-на-Дону. В 1930-е годы работал на командных должностях в управлении технического флота Азовского моря.
В декабре 1943 года приказом наркома Морского флота Константин Яковлевич был назначен начальником Дальтехфлота и до 1959 года оставался его бессменным руководителем. Постановлением Совета Министров СССР от 25 апреля 1951 года № 1355 К.Я. БОНДАРЕНКО было присвоено персональное звание генерал-директора технического флота III ранга.
Умелый хозяйственник гидротехнического строительства народного хозяйства Дальнего Востока, новатор, воспитатель кадров Константин Яковлевич всю жизнь вел активную общественную работу: был секретарем партийного бюро, депутатом горсовета, председателем постоянной депутатской комиссии по транспорту и связи.
За самоотверженный труд первый начальник Дальтехфлота был отмечен правительственными наградами: орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, шестью медалями, двумя нагрудными значками «Почетный работник Морского флота». Постановлением Находкинского ГК КПСС и горисполкома от 2 октября 1967 года персональному пенсионеру, первому строителю города присвоено звание «Почетный гражданин города Находки» № 1. В 1986 году коллектив Дальтехфлота увековечил память о Константине Яковлевиче БОНДАРЕНКО, назвав его именем морской буксир.
Те, кто работал рядом с К.Я. БОНДАРЕНКО, рассказывают, что этот от природы чрезвычайно скромный и деловой человек во всех своих достижениях видел львиную долю заслуг возглавляемого им коллектива и его семьи.
В 1961 году управление Дальтехфлота возглавил выпускник Одесского гидротехнического института Олег Витальевич МАСЛЁХА. Отличный специалист, знающий все тонкости профессии, своей интеллигентностью, высокой культурой и простотой сумел сохранить в коллективе атмосферу взаимопонимания, творчества и поиска. Он проработал в Дальтехфлоте с первого своего трудового дня и до последнего дня жизни.
Отдельно хотелось бы рассказать о мореходно-технической школе и её преподавателях. С 1966 года этим учреждением руководил заслуженный учитель профессионального образования Анатолий Иванович ЛАКТИОНОВ. Очень трогательной, и как показало время, правильной была система обучения этого талантливого руководителя, в основе которой — связь с родителями, изучение домашних условий, поддержка контакта с учебными заведениями общеобразовательных школ.
Основной задачей педагогического коллектива школы было обеспечить подготовку квалифицированных кадров для работы на земснарядах Дальтехфлота. План набора курсантов устанавливало Министерство транспортного строительства, и школа с ним всегда успешно справлялась. Во-первых, в те годы желающих получить специальности моториста, матроса, судового машиниста, а также судоводителя, механика маломерных судов и радиста всегда было очень много. Кто из мальчишек не мечтал о морской романтике, загранрейсах, возможности повидать города! А, во-вторых, сама организация учебно-воспитательного процесса стояла на должной высоте: опытные преподаватели увлечённо вели занятия; ребятам интересно и комфортно было учиться, проходить производственную практику, они были непременными участниками всех городских молодёжных мероприятий, концертов художественной самодеятельности, конкурсов технического творчества.
Будни сотрудников Дальневосточного технического флота были отнюдь не безоблачными, работа на специализированных судах, оснащённых новой техникой, требовала профессионализма, выдержки, предельной внимательности. В архивных фондах Музейно-выставочного центра г.Находки сохранились воспоминания начальника земснаряда «Лена» Михаила ОВЕЧКИНА, которые относятся к началу 1960-х годов.
«В тяжелых условиях приходилось трудиться морякам на паромных судах. Вспоминается работа по рефулированию — перемещение по плавучему грунтопроводу — в создании территории Славянского судоремонтного завода. Это было в 1965 году, когда еще был велик послевоенный настрой в народе, люди верили в скорое построение коммунистического общества, провозглашенного Никитой ХРУЩЁВЫМ», — рассказывал Михаил ОВЕЧКИН.
Многочерпаковый паровой шаландно-рефулерный земснаряд «Лена» приступил к намывным работам территории будущего завода, но с самого начала стало ясно, что сделать это будет тяжело. Два паровых котла не могли обеспечить работу черпаковой паровой машины и двух машин центробежных насосов. Причиной тому было низкокалорийное топливо, а также тяжелые гравийно-галечниковые грунты. Рефулерное хозяйство земснаряда по паспорту было рассчитано на максимально средние и крупные пески. При работе летом температура в машинном и котельном отделениях доходили до 60°. Уголь «Сучанский концентрат» без постоянной очистки его от шлака не горел, поэтому кочегары находились постоянно у топок, в жаре и загазованном воздухе.
Не лучше обстояло дело в машинном отделении. Паровые машины в процессе работы смазывались маслом примерно через 15 минут, что требовало постоянного нахождения в машинном отделении машинистов. Из-за постоянной жары работники приняли решение установить в машинном отделении большую емкость с забортной водой, и в перерыве между смазками механизмов машинисты отсиживались в этих емкостях.
Несмотря на нелёгкие условия труда, сотрудники технического флота выполняли план, и в1968 году работы по созданию территории завода были закончены.
Современный Дальтехфлот – это единственное специализированное предприятие на Дальнем Востоке, имеющее в активе уникальные специализированные мощности и грамотный квалифицированный персонал, выполняющий полный комплекс гидротехнических работ на реках и на море, включающий разработку и производство дноуглубительных, подводно-технических, гидромеханизированных и горнопроходческих работ при строительстве портов. Предприятие располагает 200-метровой причальной линией и имеет хорошую транспортную доступность, характеризующуюся наличием железнодорожной ветки и автомобильной дороги.


Материал подготовила Ольга ЧЕРЫКОВА,
специалист по учету музейных предметов

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий