пассажир может потребовать с авиакомпании компенсацию около 350 тысяч рублей.

Россия присоединилась к Монреальской конвенции об унификации правил воздушных перевозок.


Соответствующий закон на уходящей неделе подписал президент Владимир ПУТИН. Теперь российские пассажиры смогут требовать с авиа-компаний в случае задержки рейсов до 364 тысяч рублей, а травма во время полета может обойтись перевозчику почти в девять миллионов рублей. Эксперты отмечают, что новые нормы коснутся пассажиров, путешествующих регулярными рейсами, а любители чартеров в полном объеме воспользоваться преимуществами не смогут.
Размеры выплат, которые пассажиры смогут затребовать от авиакомпаний, вырастут очень сильно — местами на несколько порядков. Точный предел зависит от нынешнего курса так называемого «специального права заимствования» (СПЗ) — это искусственное платежное средство, стоимость которого формируется на основе корзины пяти валют. Соответственно, чем крепче рубль, тем на большую сумму может претендовать пассажир. По состоянию на конец прошлого месяца один СПЗ соответствовал 77,7 рубля.
Отталкиваясь от этого курса, за задержку рейса будет установлена ответственность до 364 тысяч рублей. До сих пор авиакомпании платили не менее 25 % минимального размера оплаты труда (МРОТ) — то есть около 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 % стоимости билета).
Кроме того, Монреальская конвенция увеличивает в четыре раза компенсацию в случае гибели или телесного повреждения пассажира — около 8,7 млн против нынешних максимальных 2 млн рублей.
В семь раз вырастет компенсация за утрату или повреждение багажа и ручной клади. Сейчас компенсация для предметов, сдаваемых в багаж, — 600 рублей за килограмм, а по новым правилам сумма должна вырасти до 1476 рублей.
Правда, важно помнить, что приведенные выше цифры – это максимальные суммы, претендовать на которые можно будет только в случае, если последствия будут совсем уж серьезными. Минимальные суммы, а также механизмы их получения пропишет регулятор, то есть министерство транспорта.
От этого же ведомства зависит, как скоро новые правила действительно заработают в России. Для того чтобы внести все изменения в Воздушный кодекс, минтранспорта потребуется около 180 дней. То есть примерный срок реализации в нашей стране правил Монреальской конвенции — вторая половина 2017 года.
Специалисты отмечают, что ратификация Россией Монреальской конвенции сыграет пассажирам на руку. Например, как рассказали «Приморской газете» представители региональных туроператоров, случаи, когда в крае задерживают самолеты, не так уж и редки, и многим пассажирам возможность отсудить больше денег придется очень кстати. Правда, тем, кто летает чартерными рейсами, вряд ли стоит на что-то рассчитывать.
— Во Владивостоке задержки авиарейсов происходят относительно часто, причем иногда на очень длительное время. Два года назад, например, пассажиры провели в ожидании почти восемь часов, — рассказала старший менеджер регионального туроператора «Пегас Туристик» Елена ФОКИНА. — Однако в большинстве случаев задержки происходят на чартерных рейсах — регулярные откладываются исключительно по погодным или техническим условиям. При покупке билета на чартерный рейс пассажира заранее предупреждают, что время вылета может измениться, поэтому новая норма вряд ли их коснется. А вот в случае задержек регулярных рейсов есть смысл в обязательном порядке требовать компенсацию за понесенный ущерб.