Команда в полном составеАО «Восточный Порт» и ООО «Управляющая портовая компания» в начале июня 2016 года поддержали необычный экспедиционный проект «Приморский край», в котором портовики совместно с уральскими туристами за три месяца посетили самые яркие природные достопримечательности региона.


Итогом этой экспедиции станет большая красочная книга о необычной природе с путеводителем по удивительным местам Приморского края.
Этот проект направлен на развитие экотуризма и демонстрацию красот Дальневосточного региона. АО «Восточный Порт» заинтересовано в сохранении природных ресурсов нашего региона для будущих поколений, и поэтому поддерживает подобные проекты, а также ведет свою большую экологическую работу.
В качестве места проведения третьего, водного, этапа экспедиции «Приморье» была выбрана река Бикин. Почему? Во-первых, это – крупнейший приток Уссури длиной около 600 км, истоки которого берут начало на склонах высшей вершины Приморья — горы Аник. Во-вторых, нами не была найдена какая-либо информация о прохождении верхнего участка, а неизведанное влечет… И, наконец, весьма привлекательными были абсолютно глухая таежная местность и перспектива отличной рыбалки.
Время сплава — с 18 по 27 сентября — было обу-словлено устойчивой ясной погодой, характерной для этого времени года. Средства сплава – надувной туристский катамаран. Состав команды: Ольга ГОЛИКОВА, Борис ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Андрей ЗОРИН, Михаил МАЯНЦЕВ, Николай РУНДКВИСТ, Андрей ТИХОНЮК и 379 килограммов груза.
…После трехдневного ожидания погоды в Хабаровске вылетаем в устье реки Ада на вертолете. Через полтора часа высаживаемся в нужном месте на небольшой галечной отмели. Вертолет поднимается ввысь, сдувает головные уборы, и мы остаемся один на один с девственной природой севера Приморского края.
Первые 30 км нашего сплава быстрые и приятные. Бикин петляет в тоннеле живописной тайги. Первые сложности возникают ниже устья реки Хвоянки. Здесь начинаются завалы, которые на Дальнем Востоке называют заломами. Это образуемое паводком хаотическое нагромождение деревьев и кустарников на внешней стороне практически каждого поворота реки.
Вопрос лишь один: есть ли проход вдоль внутреннего берега? Иногда он широк и достаточен для преодоления, иногда узок и опасен. В этом случае требуется проводка – проведение судна на веревке без пассажиров. Если завал перегораживает всю реку, то неизбежен обнос, то есть все снаряжение снимается с судна и челноком перетаскивается ниже завала. Также вручную приходится переносить сам катамаран, что весьма сложно из-за густых тальниковых зарослей по берегам реки.
Некоторые заломы приводят в отчаяние. Однажды не удалось верно оценить свои возможности, и все участники экспедиции дружно оказались в воде после переворота катамарана, врезавшегося в мощный завал. Причаливаем на перевернутом судне, определяем потери, сушимся и в дальнейшем более или менее успешно стараемся избегать подобных приключений.
Ниже устья Зевы опасных виражей меньше, но бикинские протоки образуют мудреный лабиринт, многочисленные ходы которого часто заканчиваются тупиками. Из разделяющихся проток каждый раз выбираем наиболее мощную и бурную. Но после 10-15 разделений упираемся в непреодолимый завал. Разведка и очередной перенос судна на соседнюю протоку.
Перед водным этапом нам рекомендовали взять с собой проводника (знатока реки из местных жителей) и спутниковый телефон на случай непредвиденной ситуации. По поводу проводников местные сообщили, что выше устья Светловодной не поедут ни за какие деньги. Ниже они помогут, но только в качестве разведчиков на моторной лодке с мощным мотором, способным подниматься вверх по течению. Река часто меняет русло и перемещает завалы, что вынуждает постоянно менять маршрут. Наличие спутникового телефона вызывает искушение воспользоваться им в случае первой же мало-мальской трудности.
Преодолев по Бикину 342 трудных километра, заканчиваем сплав в удэгейском селе Красный Яр. Впереди осмысление пройденного и работа над фотоальбомом о неповторимой природе Приморского края.

Бикинское утро Таежное верховье р.Бикин

Николай РУНДКВИСТ, руководитель экспедиции