От государства Шуби до города-порта

«Земля Находкинская» — под таким названием накануне дня рождения города вышла в свет еще одна книга находкинского писателя, члена Союза писателей России и ответственного секретаря Приморского отделения Союза, почетного жителя Находки Юрия МЕРИНОВА. Мы встретились с автором и попросили рассказать о том, что положено в основу сюжета краеведческого произведения и на какой круг читателей оно рассчитано.


— Юрий Николаевич, ваш писательский стаж — почти два десятка лет. Работая в разных жанрах, вы издали 29 книг. Расскажите о новой.
— Книга включает несколько разделов: до 1900 года, когда Находки еще не было, 1900-1950 годы, и 1950-2000 годы. Думаю, так читателю легче будет ориентироваться. Она широко иллюстрирована, сюда вошло 182 фотографии, большая часть из которых появилась в периодике впервые.
Почему назрела необходимость ее написания? В 2005 году я подготовил и издал первую книгу по истории Находки «Восточные ворота России». Это проба пера в историческом жанре. С того времени произошло немало событий — появились новые документы, архивные данные, отсюда возникла необходимость внести ряд изменений, чтобы новая книга помогла упорядочить некоторые события в памяти читателей по истории города.
С другой стороны, в последнее время все чаще возникает вопрос: когда появились первые люди на земле, где мы с вами живем в настоящее время? В предыдущей книге я написал, что это произошло с момента прихода пароходо-корвета «Америка» в нашу бухту. А что было до этого?
Работая с архивными документами, пришлось углубиться во второй век до нашей эры. В то время на этой территории существовало государство Шуби, или, как по-другому его называли, Империя Волшебных Зеркал, Страна Летающих Людей… Многие о нем даже не слышали. Однако в Юго-Восточной Азии в то время не было более развитого древнего государства, чем Шуби. У него было свое правительство, письменность, деньги…
Исследователи утверждают, что в неведомой стране жили высокообразованные люди, знающие тайну изготовления волшебных зеркал, говорившие с богами на их языке, имевшие связи с другими странами через систему подземных тоннелей, умевшие управлять погодой и природными явлениями… В волшебных зеркалах даже можно было увидеть свое будущее. Этим народом в производстве использовался сплав, содержащий редкоземельные элементы 6 и 7 групп — рений и иридий, которые цивилизованное человечество открыло для себя только во второй половине 18 века. Из этого можно заключить, что на территории Приморья в глубокой древности существовало высокоразвитое государство, значительно превосходящее по своему развитию древние Китай, Японию и Корею.

— В каких источниках вы нашли информацию об этом государстве?
— В Центральном архиве, что в Москве, и в Военно-историческом архиве. В конце концов, есть ряд других письменных доказательств тому, что такое государство существовало. Изучением Шуби в свое время занимались ПРЖЕВАЛЬСКИЙ, АРСЕНЬЕВ, профессор ОКЛАДНИКОВ, этим вопросом всерьез интересовался профессор ЕРШОВ из Новосибирского Академгородка и Жорес АЛФЕРОВ из Санкт-Петербургского университета. К сожалению, их исследования почему-то засекретили. Но уже то, что исследовательская работа по государству Шуби проводилась на таком высоком уровне с благословения самого царя и при поддержке его казны, уже говорит о том, что это не профанация.
Исторически подтверждается, что ко времени возникновения Бохая государство Шуби переживало свой закат. Этот период, кстати, усиленно изучал в свое время Институт истории и этнографии. Бохайцев сменили чжурчжэни. В это время жители Шуби уже готовились к последнему переходу в другие места и иные миры. После этого, как пишет архимандрит Палладий, глава пекинской духовной миссии, наступил период запустения, и пять веков на нашей территории не было ничего. Это неправда. Мало кто знает, что в это самое время здесь произошло одно из сильных сражений, в котором татары разбили чжурчжэней. И случилось это на территории нынешнего Партизанска.
Затем на нашей территории было Никанское государство. Когда задаешь этот вопрос нашим ученым мужам, они утверждают, что это, дескать, выдумка. Долгое время мне было трудно с ними спорить и доказывать, потому что не имелось подтверждающих документов. Потом наткнулся на описания купца Семена РЕМИЗОВА, который не только изу-чал Дальний Восток, но и сделал карты. Чуть позже появились описания голландских и молдавских купцов, которые побывали в наших местах и рассказали о Никанском государстве.
В книге даются четкие трактовки принадлежности земель Российскому государству, на которые время от времени претендует китайская сторона. В апреле 1853 года в Петербурге стали известны результаты экспедиции полковника Н.Х. АХТЕ, которая проводила исследования в Восточной Сибири и Приамурье в 1849-1850 гг. Одновременно с исследованиями Г.И. НЕВЕЛЬСКОГО большая работа по возвращению приамурских земель велась и генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. МУРАВЬЕВЫМ-АМУРСКИМ, который провел административное переустройство края, в том числе и казачьих войск на востоке страны.
Царским указом, последовавшим в апреле 1853 г., закреплялись в качестве российских территорий все земли, обследованные и фактически заселенные в Приамурье и Приморье в первой половине XIX века. Николай I при подписании указа произнес исторические слова: «Там, где поднят русский флаг, он не должен опускаться».
14 ноября 1856 года была утверждена Приморская область в составе Сибирского генерал-губернаторства, в которую вошли Колымско-Охотское побережье, Анадырско-Чукотский край, Приамурье, о. Сахалин и Курильские острова, а с 1860 года — нынешняя территория Приморского края.
Экспедиции Е. В. ПУТЯТИНА (1854-1856 гг.) и Н.Н. МУРАВЬЕВА-АМУРСКОГО (1858 г.) еще раз обследовали все морское побережье от Кореи до Императорской Гавани (Советская Гавань) и от устья Амура до реки Туминь-Ула (Туманная). Они снова удостоверились, что на морском побережье нет ни китайского, ни корейского, ни японского населения. А на территории нынешнего Приморского края проживали преимущественно орочи, удэгейцы и эвенки.
В 1859 году экспедиция начальника Уссурийской топографической экспедиции Константина БУДОГОССКОГО обследовала всю пограничную линию от Забайкалья по Амуру до реки Туминь-Ула и встретилась у озера Ханка в районе нынешнего села Турий Рог с участниками экспедиции Н.Н. МУРАВЬЕВА-АМУРСКОГО. Последний обобщил результаты обеих экспедиций в письме русскому послу в Пекине И.П. ИГНАТЬЕВУ, в котором подчеркнул, что коренного китайского населения на обследованной территории нет, чем и доказывается, что китайское правительство места эти признавало вне своих.

— Юрий Николаевич, перелистывая вашу книгу, увидел, что вы хотите внести некоторую ясность по поводу названий наших пирамидальных гор Брат и Сестра…
— Их прежние названия Да-Нань-Шань и Эр-Нань-Шань, или большая грудь-гора и меньшая грудь-гора, относятся к глубокой древности и приписываются народностям тюркской группы, жившим во времена расцвета Золотой империи чжурчжэней. А до Владимира Клавдиевича АРСЕНЬЕВА эти названия дошли через сохранившиеся легенды, о чем и поведал он в своих книгах, вышедших полным изданием в 1947 году.
Если глубже, имена пирамид Брат и Сестра существуют со времен Никанского государства, основали которое староверы. Об этом впервые поведал обер-квартирмейстер, начальник Уссурийской топографической экспедиции К.Ф. БУДОГОССКИЙ, который занимался исследованием Южного Приморья. Подтверждение тому мы находим и в «Записках Императорского Русского Географического Общества» горного инженера И.С. БОГОЛЮБСКОГО. А двум источникам уже можно верить.

— Сегодня есть некоторые споры и по названию бухты Шепалово…
— На одной из встреч подчеркнул, что бухты Шепалово никогда в Находке не было. Мне возразили, дескать, в газетах такое название встречается, и в постановлениях администрации города тоже есть. Кому верить? Есть база отдыха в пади Шепалово, но бухты такой нет. Бухта — это территория с трех сторон защищенная горными рядами с одним входом. К примеру, бухта Находка и другие. А здесь бухты нет, есть лагуна, и под географическое название она не подпадает. Готов собрать библиотекарей, учителей истории, географии, туроператоров, родоведов, СМИ и подробнее рассказать об этом, чтобы о своей малой родине они писали и говорили правильно.
— О чем повествует второй раздел книги?
— Здесь поднимается вопрос об истинном дне рождении Находки. На этот счет есть ряд документов середины 17-го века, с помощью которых определяется возраст населенных пунктов, а именно с того времени, когда на их месте появилась первая обособленная группа людей и стала заниматься какими-либо видами деятельности, никогда не прерывая своих связей с этим местом.
У нас первое поселение на территории будущей Находки появилось в августе 1864 года, когда транспортное судно «Гиляк» привезло сюда с острова Сахалин группу бывших каторжан, часть из которых осела в районе военного поста, примерно в районе улицы Луначарского, где в настоящее время стоит здание Газпромбанка, а часть двинулась дальше и образовала будущее село Владимиро-Александровское. Поэтому месяцем рождения Находки следует считать август 1864 года. Теперь с помощью архивных документов предстоит установить точное число захода транспорта «Гиляк», которое и станет днем рождения нашего города.

— В своей книге вы приоткрываете завесу, откуда появилось название, к примеру, 44-го участка.
— Версий на этот счет десятка полтора. Оказывается, на территории будущего НСРЗ располагалась 44 бригада торпедных катеров, а справа от него, где мыс Баснина, было торпедохранилище, обеспечивающее боеприпасами 44 бригаду, что и легло в название участка. Другой факт. 1946 год, взрыв парохода «Дальстрой». В свое время я работал на пароходе «Якутия» ДВМП, где капитаном ходил Павел Павлович КУЯНЦЕВ, который был на «Дальстрое» в качестве старпома. Он иногда рассказывал мне кое-какие вещи. Гораздо позже удалось поработать с документами КГБ, что внесло ясность в эти события. Оказалось, перед войной в Приморский край был заброшен немецкий агент, который занимался изучением обстановки и диверсиями. Взрыв «Дальстроя» — его рук дело. В моей книге все это подробно описано, вплоть до его фамилии, воинского звания и как его арестовали. В настоящее время имеется немало документов, проливающих свет на ту страшную трагедию. И они почти полностью приводятся в моей книге.
Последний раздел издания включает 1950-2000 годы. Он рассказывает о том, какие в это время на территории Находки работали предприятия, род их деятельности, трудовые успехи и чем закончилась история многих из них.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.