От первого уголька — до 400 млн тонн

Крупнейший в России специализированный порт с высокотехнологичной перевалкой угля — АО «Восточный Порт», входящий в портовый угольный холдинг «ООО «Управляющая портовая компания», отгрузил в ноябре 2017 года 400 млн тонн угля с момента запуска в эксплуатацию.

Юбилейная тонна вошла в судовую партию балкера MBA GIOVANNI, который направился к берегам Южной Кореи.
Всего с момента первой отгруженной партии «Восточный Порт» принял более 28 тысяч судов и 6,8 млн вагонов. А если поставить в ряд все вагоны с углем, разгруженные за историю предприятия, то можно два с половиной раза обогнуть Землю вокруг экватора.
Первая погрузка на угольном комплексе состоялась 28 декабря 1978 года. Тогда к только что построенному причалу нового порта встал советский сухогруз «Константин Петровский», который доставил в Японию 17 тысяч тонн советского угля.
Начало
исторической стройки
История «Восточного Порта» берет начало почти полвека назад — в 1970 году. Тогда советское правительство приняло решение о строительстве на Дальнем Востоке в глубоководной бухте Врангеля под Находкой нового морского порта.
Поводом послужило улучшение торгово-экономических отношений и увеличение товарооборота между Советским Союзом и Японией. Строительство началось в декабре, а уже в 1971 году было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 28 февраля 1974 года вышел приказ министерства морского флота СССР № 36 «Об организации морского торгового порта «Восточный порт». С этого дня порт в бухте Врангеля, получив свой официальный документ о рождении, занесен во все лоции и отмечен на судоходных картах мира.
Одновременно с возведением причалов и технических сооружений шло строительство жилья и объектов соцкультбыта для сотрудников, приехавших на ударную стройку со всего Советского Союза. Так на карте Приморья появился новый населенный пункт — ─ поселок Первостроителей.
Возведение угольного комплекса стало важной вехой в истории «Восточного Порта». Стройка курировалась на всесоюзном уровне, за нее отвечали ведущие советские специалисты, к разработке технической документации подключились японские инженеры. Активное строительство началось в 1975 году. Техника для погрузки угля поставлялась из Японии. Рабочих к ней допускали только после двухнедельного обучения.
Трудовой подвиг
Стране был нужен экспорт угля. Чтобы уложиться в намеченный руководством Советского Союза срок сдачи комплекса, было принято решение работать в две смены.
Нормативный срок для сооружения комплекса-гиганта составлял 36 месяцев, но строители, трудившиеся круглосуточно, сдали его на полгода раньше планового времени. Будущий угольный терминал выглядел в то время как единый грохочущий механизм. Копры устанавливали 28-метровые сваи, непрерывно работали компрессоры и десятки машин, в котловане под вагоноопрокидыватель выбирали грунт экскаваторы. Всего было проложено 100 км траншей и вывезено 400 кубометров грунта.
Днем и ночью без остановки шла заливка мощного железобетонного бункера глубиной в 22 метра под вагоноопрокидыватель. Ежедневно в котлован укладывали по 1,5 тысячи кубометров бетона, чтобы залить 18 тысяч тонн арматуры. Нескончаемым потоком из Находки в поселок Врангель шли машины с бетоном. А на стройке, лишь ненадолго сменяя друг друга, круглосуточно трудились люди.
К концу декабря 1978 года угольный комплекс раскинулся на территории в 40 га у самого моря среди сопок приморской тайги. Он поражал воображение своим размахом и грандиозностью. Взору открывались десятки транспортерных дорог, пролегающих над землей и поднятых эстакадами на высоту. По их широким лентам передвигались громадные стакеры, складирующие уголь, и реклаймеры, отправляющие уже в путь на судно «черное золото».
Особняком возвышались многоэтажные строения: вагоноперегрузочная, весовая и центральная пересыпная станция. Склад мог принимать на хранение до 1 млн тонн угля. А вагоноопрокидыватель уже тогда за пару минут мог разгрузить сразу два вагона по 120 тонн. Готовый размельченный уголь без малейшего прикосновения рук человека доставлялся на судно по двухметровой транспортерной ленте протяженностью 5,5 км. Все процессы, за которыми можно было наблюдать через промышленную телевизионную систему, «велись» диспетчерами с центрального пульта управления.
На залитых бетоном сваях далеко в бухту выходил мощный пирс. Он мог принимать одновременно два судна водоизмещением 50 тысяч тонн или одно в 150 тысяч тонн. Чтобы уложиться в срок, главные механизмы собирали в стороне от стройплощадки, а потом блоками доставляли на место. С начала 1978 года строители на решающих объектах перешли к работе в три смены.
Имена тех, кто совершил трудовой подвиг, навсегда останутся в истории «Восточного Порта». Это коллективы производственных строительно-монтажных объединений, комсомольско-молодежная бригада, бригада отделочников, коллектив водолазной станции и многие другие.
Торжественное открытие
Десятки газет писали об этом событии, публиковали поздравление Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида БРЕЖНЕВА, обращенное ко всем, кто принимал участие в возведении первой очереди «Восточного Порта». В день сдачи в эксплуатацию уникального угольного комплекса, 28 декабря 1978 года, сотни строителей, портовиков и жителей поселка Врангель пришли на торжественный митинг.
На трибуне собрались почетные гости, руководители всех рангов. Первый секретарь Приморского крайкома КПСС, депутат Верховного Совета СССР Виктор ЛОМАКИН выступил с приветственным словом. В своей речи он, поздравив всех присутствующих со знаменательным событием, отметил много побед на счету строителей, самой главной из которых стала досрочная сдача в эксплуатацию крупнейшего в стране углепогрузочного комплекса.
Первый начальник «Восточного Порта» Виктор ВАСЯНОВИЧ, следуя традиции, дал команду: «Доложить о готовности перегрузочного комплекса и принять рабочую нагрузку». В ответ прозвучало: «Комплекс готов!» Тепловоз протолкнул на выгрузку вагон, на котором размашисто вывели мелом: «Первый вагон с углем на угольном комплексе Восточного порта».
Виктор Ломакин перерезал красную ленточку, и участники митинга отправились на причал, где уже стоял пришвартованный теплоход «Константин Петровский». Через секунды в трюмы теплохода хлынула лавина угля.
Уголёк на память
Сотни людей, обступивших с обеих сторон широкую ленту транспортера, радовались общей трудовой победе. Кто дотягивался, хватали из этой быстротекущей «реки» кусочки угля на память.
Главный инженер проекта угольного пирса Олег Мельников измазал лицо первым углем комплекса: «Как нефтяники первой нефтью, так и мы первым угольком, на счастье!»
Многие из собравшихся последовали его примеру. Вокруг улыбающиеся белозубые, испачканные углем молодые и радостные лица: «Пусть стоит на века Угольный!»
Управляющий трестом «Дальморгидрострой» Леонид Ефимиков записал номер самого первого вагона, который пришел на пирс, — 6501051. Тоже на память.
Построенный Угольный комплекс мощностью 6,24 млн тонн в год стал крупнейшим и самым технически оснащенным углепогрузочным терминалом в Советском Союзе.
А впереди у «Восточного Порта» еще будут и вторая, и третья очереди строительства с новыми уникальными технологиями и лучшим в мире специальным оборудованием для перевалки угля.
Новое время
К 1989 году грузооборот порта Восточный по всем видам грузов достиг 12 млн тонн в год, что вывело его в ряд крупнейших портов Советского Союза. В 1992 году «Восточный Порт» был акционирован.
Угольный комплекс порта продолжил расширяться и в 90-е годы XX века, в новой России. В 1996 году были сданы в эксплуатацию первые объекты второй очереди угольного комплекса. После его ввода в строй и последующей модернизации мощность Восточного порта выросла почти в четыре раза.
«Восточный Порт» — порт свободного доступа, открытый для всех производителей угля. Наращивание грузооборота остается одной из основных целей работы порта при повышении качества предоставляемых услуг: обеспечение бесперебойной цепочки поставки и отгрузки на наиболее эффективные типы судов для формирования новых маршрутов поставок.
С 2009 года единоличным исполнительным органом АО «Восточный Порт» является крупнейший угольный портовый холдинг России — ООО «Управляющая портовая компания». За это время грузооборот АО «Восточный Порт» вырос на 60%, составив 23,5 млн тонн в 2016 году. Для сохранения экологии региона в «Восточном Порту» работает собственная аккредитованная экологическая лаборатория. В ежедневном режиме проводится экологический мониторинг атмосферного воздуха, морской и технической воды, измерение радиационного фона.
В настоящее время АО «Восточный Порт» реализует крупнейший в Приморском крае инвестиционный проект по строительству Третьей очереди угольного комплекса, включая создание федеральной железнодорожной инфраструктуры совместно с ОАО «РЖД».
Строительство Третьей очереди началось в декабре 2012 года. Для этого на искусственно созданном участке земли площадью 54 гектара с нуля создана необходимая инфраструктура для самого современного высокотехнологичного угольного терминала, который будет введен в эксплуатацию в 2018 году.
После ввода в эксплуатацию объектов Третьей очереди грузооборот «Восточного порта» вырастет до 39 млн тонн угля в 2019 году. Проект реализуется на средства портового холдинга без привлечения государственного финансирования. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны. За полвека работы в «Восточном Порту» сложились трудовые династии. На его производственных площадках ежедневно трудятся более 1,7 тысячи человек, которые гордятся предприятием.

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.