Шесть грамот от Сталина

Многодетная семья ЗОЛОТАРЕВЫХ проживала перед войной в районном центре Сретенске, Забайкальского края. Жильем это назвать, конечно, было сложно. Родители и десять их детей ютились в тесной сырой землянке. Отец Фома ЗОЛОТАРЕВ работал врачом и умер от голода.
Накануне войны Алексея ЗОЛОТАРЕВА перевезли во Владивосток, где некоторое время он жил у своего старшего брата Ивана, который работал в милиции. В городе также проживали и две его родных сестры. Чтобы заработать на кусок хлеба, после четырех классов школы Алексей вынужден был пойти работать.
— Каждое утро я приходил со своим ящиком, экипированным щеткой и сапожным кремом, садился на углу нашей улицы и громко кричал: «Кому почистить сапоги или ботинки, подходите ко мне!» Сложное время было, сынок. Моя 19-летняя сестренка тогда работала на железнодорожной станции. Как-то она взяла без спроса 15 килограммов кормовой соли, чтобы продать и купить хоть каких-нибудь продуктов для нашей семьи. Ее за это посадили на 20 лет, — вспоминает Алексей Фомич.
На фронт Алексей ЗОЛОТАРЕВ ушел добровольцем. Попал в пехоту во взвод разведки. В свои почти 100 лет он уже мало помнит события тех лет. Воевал на Халхин-Голе. Это была не менее жестокая война. Из истории известно, что в мае 1939 года японские войска вторглись на территорию союзной СССР Монгольской Народной Республики в районе реки Халхин-Гол. Япония планировала захватить советский Дальний Восток и Сибирь, а также Китай и владения западных стран в районе Тихого океана.
Несмотря на предупреждение советского правительства, что СССР будет защищать Монголию, как свою собственную территорию, японские войска, имея трехкратное превосходство в силах — около 40 тыс. человек, 130 танков и более 200 самолетов, 2 июля форсировали реку Халхин-Гол и вторглись на территорию Монголии. Но после кровопролитных боев вынуждены были временно отступить.
Второе наступление уже силами целой армии японцы готовились возобновить 24 августа. Однако советские войска упредили противника и 20 августа перешли в наступление силами созданной к тому времени 1-й армейской группы под командованием комкора Георгия ЖУКОВА. В результате шестидневных боев 6-я японская армия была окружена и фактически уничтожена. Ее потери составили более 60 тыс. человек убитыми, ранеными и плененными, советских войск — 18 тыс. убитыми и ранеными. Особенно напряженными были воздушные бои, самые крупные к тому времени, в которых с обеих сторон участвовало до 800 самолетов. В итоге японское командование обратилось с просьбой о прекращении военных действий, и 16 сентября 1939 года они были приостановлены.
— Вспомните какой-нибудь боевой эпизод из этих сражений? — попросил я ветерана.
— Я в весеннем лесу пил березовый сок, с ненаглядной певуньей в стогу ночевал.., — вдруг запел Алексей Фомич одну из своих любимых песен. — В детстве некоторое время воспитывался в приемнике, потому что родители не в силах были поднять нашу семью. Там я играл в духовом оркестре на кларнете и очень любил петь. С тех пор песня мне, как говорится, «…и строить, и жить помогает, она, как друг, и зовет, и ведет…» Эпизод, говоришь. Однажды мы лежали в окопах, а враг «прет» на нас, что есть мочи. Пехота противника и много танков. Один их них идет прямо на меня. Я спрятался в окоп. А когда он проехал надо мной, приподнялся и швырнул в него гранату. Танк загорелся, из него начали выпрыгивать япошки. Ну мы их и порешили. За это меня наградили медалью «За отвагу». Главное на войне не оружие, а сила духа, которая помогала нам мужественно идти в атаку и ломать горло противнику, — сказал Алексей Фомич.
Войну он закончил в Порт-Артуре. За участие в боевых действиях награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За победу над Японией», юбилейной медалью «Халгин-Гол» и многими другими.
В Находку приехал в конце 40-х годов. Окончил курсы шоферов и полвека отработал на автобазе Дальстроя сначала слесарем-инструментальщиком, водителем, и 16 лет – в должности начальника снабжения.
— С образованием в четыре класса меня назначили начальником службы снабжения. Часто бывал в Магадане, сопровождая пароход с продуктами питания для Крайнего Севера. Возили колбасы, мясо, консервы… За безупречную многолетнюю и добросовестную работу имею шесть почетных грамот только от Иосифа СТАЛИНА.
Много лет Алексей Фомич прожил в Находке в пятиэтажке на проспекте Мира. Воспитал сына и дочь. Имеет четырех внуков и шесть правнуков. Пережил первую жену, а когда похоронил вторую, дочь Наталья забрала его к себе в Уссурийск. Время от времени ветеран просит Наталью привезти его в родную Находку, чтобы снова встретиться с фронтовыми друзьями. Недавно Алексей ЗОЛОТАРЕВ опять побывал в городе, посетил совет ветеранов, где увиделся с некоторыми товарищами и получил в честь Дня Победы продовольственный набор.
-Собираетесь на митинг, посвященный Великой Победе? — интересуюсь у ветерана.
— Мы с ним пойдем на парад в первых рядах, — вступает в разговор председатель совета ветеранов Борис МАНОШКИН.
— Силы уже не те, сынок, посмотрю на свое состояние. Глаза плохо видят, надо бы «подремонтировать», да и ноги временами не хотят слушаться. Никогда не думал, что доживу до ста лет, — сказал Алексей Фомич и вопросительно посмотрел на меня. А после некоторой паузы снова затянул песню: «…За рекой знакомый голос слышится, да поют всю ночку соловьи…»
Владимир ФЕДОРОВ
На снимке: Борис МАНОШКИН и Алексей ЗОЛОТАРЕВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.