Нужно ли современному поколению знать обычаи, которыми руководствовались наши далекие предки? Как на Руси праздновали последний день сбора урожая? Какова история павлопосадского платка, как выглядят узоры палеха и гжели? Что общего у русских слов «оладьи», «урожай», «творог» с именами славянских богов? На эти и многие другие вопросы отвечают руководители фольклорной школы «Лукоморье», которая уже более десятка лет работает при находкинской детско-юношеской библиотеке и знакомит ребят начальной школы с русскими народными обычаями, обрядами, праздниками.

4

Школа «Лукоморье», программа обучения в которой рассчитана на три года, была создана библиотекарем Ириной ШИШКИНОЙ. Сейчас уроки ведут сотрудники Центральной библиотечной системы Валентина ЧИЖ и Ольга АБРАМОВА.
Первый год обучения называется «Месяцеслов», программа посвящена народным праздникам, обычаям, приметам русского календаря. Библиотекари знакомят ребят с русскими традиционными праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой, Покровом. Занятия проходят в той форме, которая наиболее близка детям – игры, электронные презентации, видеофильмы позволяют юным исследователям фольклора наиболее полно окунуться в историческую атмосферу, ощутить корни предков-славян.
Чтобы приобщить ребят к миру народной культуры, фольклористы выбирают те элементы обрядов, которые подходят ученикам младших классов по возрасту.
Начинается обучение в «Месяцеслове» с праздника Покров Пресвятой Богородицы, который по старому стилю отмечался 14 октября. В народе его называли Покров день, в своей основе он имел христианские корни и пришёл к нам из Византии. На Покров православным предписывается посещать храмы и возносить молитвы нашей небесной покровительнице – Пресвятой Богородице. В народном быту Покров день (Покрова) – праздник, который знаменует встречу осени с зимой. Само слово «покров» в крестьянском воображении было связано не только с покрывалом Богородицы, но и с первым снегом, покрывающим землю. Этот день означал для крестьян окончание сельскохозяйственных работ. Скотину загоняли в хлев до весны, убирали ульи с пчелами. Начинался сезон посиделок и свадеб. Вечером на Покров устраивались шумные застолья. При этом не забывали о сиротах и бедных, им подносили угощение, делали подарки.
В «Лукоморье» делается акцент именно на народном восприятии Покрова дня. Дети связывают этот праздник с празднованием сбора урожая, который символизировал плодородие и семейное благополучие.
В старину люди, закончив осенние работы и заготовив на зиму все необходимое, могли отдохнуть, и отдых обычно выпадал на самое морозное время года – Святые вечера, которые длились от Рождества до Крещения. Во время празднования Святых вечеров (Святок) в школе «Лукоморье» ребята разучивают колядки – величальные песенки, в игровой форме узнают обо всех рождественских традициях: «Оказывается, колядовщиками могли быть люди любого возраста. Ходили они по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья. Во время колядок существовал веселый обычай – наряжаться в костюмы нечистой силы и тотемных животных, такое переодевание называлось «ряженьем».
В марте юные любители русской истории встречают весну и провожают зиму во время Масленой недели. Масленица – яркий веселый праздник древних славян, доживший до наших дней с языческих времен. Как правило, время его празднования приходится на весеннее солнцестояние, с этим связан калейдоскоп обрядов, проводимых в течение всей Сырной недели – это и поминовение предков, и действия, связанные с семейной обрядовостью, и глубинные языческие представления славян, воплощенные в образе самой Масленицы. Младшеклассники знакомятся с этим древним праздником в форме игры, разучивают заклички, мастерят масленичную куклу, участвуют в народных забавах, водят хороводы.
С проводами Масленицы начинается Великий пост, который заканчивается христианским праздником – Пасхой. В сознании людей Пасха ассоциируется с воскрешением Иисуса Христа, с возрождением для новой жизни. На Руси накануне святого праздника выпекался обрядовый хлеб — кулич, который обязательно освящался в церкви, и изготавливалась творожная пасха – символ Гроба Господня. Существовала народная традиция окрашивать яйца луковой шелухой. Назывались они «крашенками». Расписанные орнаментальным узором яйца получили название «писанок».
В первый день праздника русские люди обязательно посещали церковь, освящали кулич. На второй день Пасхи женщины оставались дома, а мужчины отправлялись христосоваться к родным и друзьям. Дети, как и на Рождество, ходили от дома к дому, славя воскресшего Христа. Их одаривали пасхальными яйцами и сладостями. С этого дня начинались гулянья парней и девушек, это также было лучшее время для смотрин.
Так, пасхальными обрядами заканчивается первое приобщение школьников к русскому фольклору, славянским календарным праздникам.
В течение второго года обучения Валентина ЧИЖ знакомит ребят с русским декоративно-прикладным искусством, с историей народных ремесел на Руси. В программе «Поэзия народных промыслов» юные мастера не только узнают, что такое хохломская и жостовская роспись, гжель, но и своими руками попробуют нанести узор: кто на бумаге, а кто и на деревянных заготовках, которые сейчас нетрудно приобрести в специализированных магазинах.
Каждый читатель детско-юношеской библиотеки может затем полюбоваться выставкой рисунков и поделок, созданных воспитанниками школы «Лукоморье». Надо отметить, что все тематические занятия проиллюстрированы предметами русских мастеров, которые собраны заботливой рукой Валентины ЧИЖ в небольшую экспозицию. Именно поэтому к занятиям проявляется живой интерес. Все, кто прикоснулся к миру русского рукоделия, могут полюбоваться ярко-синей росписью гжели, золотыми узорами хохломы, посвистеть в марийские глиняные свистульки, подержать в руках русскую матрешку или берестяной туесок.
Программа «Боги наших предков», реализует которую Ольга АБРАМОВА, вводит ребят в мир славянской мифологии. На занятиях школьники узнают, кому поклонялись жители Древней Руси в давние, дохристианские времена. Затаив дыхание, слушают они старинные легенды о сотворении мира, о славянских божествах. О каких же богах идет речь? В первую очередь, о главном славянском боге-громовержце Перуне, который с принятием христианства принял обличье Ильи-пророка. Солнце олицетворял Хорс. Солнечным божеством, который замыкал зиму и отмыкал весну, считался Дажьбог (Даждьбог). В древней славянской мифологии находим и бога ветра Стрибога, и бога-кузнеца Сварога, и покровителя скота Волоса, и покровителя сказителей Велеса.
— Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства, важно изучать славянскую, русскую культуру, ее истоки, — считает Ольга АБРАМОВА. — Нужно помнить и гордиться своим прошлым, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее!
— В Приморье и Находке в частности проживает много национальностей со своей самобытной культурой, но объединяют их русский язык и русская культура, — подводит итог Валентина ЧИЖ. — Мы должны знать свои корни, обычаи своих предков. В наши дни интерес к национальным традициям и ремеслам возрождается, и начинать это возрождение лучше всего с подрастающего поколения. Ведь как говорится в пословице: «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать».
Занятия в фольклорной школе всегда проходят в теплой, домашней обстановке. Именно поэтому ребята получают знания с удовольствием. Информацию о славянских традициях и устном творчестве, мифах и божествах, увлечениях и ремеслах библиотекари черпают из самых компетентных источников — книг и журналов, которые можно заказать на абонементе детской и юношеской библиотеки по ул. Дзержинского,12.
Руководители «Лукоморья» благодарят педагогов средней школы № 14 Наталью КАРАСЁВУ и Валентину ШАКЛЕИНУ за активное сотрудничество и воспитание живого интереса к русской культуре у своих учеников.

Ол713ьга ГОРЕЛОВА