Две пятёрки в биографии

SONY DSCИсполнилось 55 лет, как известный рабочий Георгий Константинович ЧУМАШ впервые переступил проходную Находкинского судоремонтного завода, и с тех пор никогда не расставался с ним. Поздравить ветерана с трудовым юбилеем в присутствии товарищей по ремеслу, конечно же, не с пустыми руками, пришли главный инженер ОАО «НСРЗ» Сергей УЛЬЯНОВ, коммерческий директор Сергей СТАРОВОЙТОВ, заместитель генерального директора по производству Иван ПРИХОДЬКО и заместитель генерального директора по общим вопросам Сергей ПАНОВ. Они вручили юбиляру почётную грамоту и денежную премию. В его адрес было сказано много тёплых и благодарных слов за добросовестный и многолетний труд, преданность родному предприятию.
В трудовой книжке Георгия ЧУМАША всего одна запись о том, что он в 1959 году был принят в ремонтно-механический цех НСРЗ учеником фрезеровщика. Все остальные – записи о наградах и поощрениях, которых у Георгия Константиновича за этот период насчитывается более ста. В их числе и дорогие для него государственные награды – орден «Знак Почёта» и высокое звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
— В те юные годы я вовсе и не думал работать на Находкинском заводе, всё получилось как-то само собой, – вспоминает ветеран. – После службы в армии на Военно-морском флоте с другом договорились укатить на Крайний Север. Очень хотелось романтики и «длинного» рубля. Но мои родители были категорически против. Пока я раздумывал, как быть дальше, друг устроился работать на НСРЗ, а затем пригласил туда и меня.
Через четыре месяца Георгию Константиновичу присвоили уже четвертый разряд фрезеровщика. Впервые о нём, как о хорошем специалисте, заговорили в 60-х годах прошлого века, когда Георгий одновременно стал обслуживать два станка. Ему было жаль терять драгоценное время на ожидание, пока выполнялся заказ на одном станке. Он освоил еще фрезерный, строгальный, зуборезный, шлифовальный и стал виртуозно работать на них.
— Молодыми рабочими мы нередко заглядывали на участок, где трудился Георгий ЧУМАШ, и подолгу наблюдали за ним, как за артистом цирка. Работа в его руках шла слаженно и без лишней суеты. Не было заметно ни единого лишнего движения. Каждая операция выполнялась отлаженно и профессионально. Это поистине было зрелище, театр одного актёра. «Вот это мастер! Могут же такие быть на свете», – слегка завидуя, думали мы. Его работа не только восхищала, но и зажигала нас. Каждому хотелось быть похожим на ЧУМАША. У него действительно было чему поучиться, — вспоминает начальник цеха Владимир ШИТЬКО.
Более чем за полвека через руки Георгия Константиновича прошли сотни тысяч разнообразных деталей: одни с его помощью «родились» на свет, другим существенно продлил жизнь. Многие, даже очень сложные заказы в своей практике он уже не помнит. Но те, которые стали головоломкой для мастера, надолго запали в память. Из последних наиболее сложных заданий – изготовление специальных пластин для подъёмных кранов, а также регулировочного клина для ремонта станочного оборудования. Чтобы сделать клин, нужно было выполнить обработку четырёхконусной поверхности. Работа трудоёмкая и очень сложная. Также изрядно пришлось покорпеть мастеру над шлифованием и строганием станин токарных станков, где погрешность обработки допускается не более 0,02.
— Не помню такого, чтобы Георгий Константинович не смог выполнить какой-нибудь заказ. Даже в самых сложных ситуациях он всегда находил выход. Его всегда отличают такие качества, как высокая работоспособность, вежливость, исполнительность и профессионализм. При всех своих заслугах он прост в общении, советуется с коллегами. Работать с такими людьми легко, такими, как он, поистине гордится завод, — сказал Владимир ШИТЬКО.
На счету Георгия ЧУМАША числится немало и рационализаторских предложений. Одно из них. До 80-х годов на Находкинском заводе, к примеру, шлифование калёной радиусной пятки коромысла судового двигателя внутреннего сгорания выполняли вручную. На эту операцию судоремонтникам требовалось по меньшей мере 32 часа. Георгий Константинович посмотрел на это дело и придумал специальное приспособление, с помощью которого операцию стали выполнять всего за полчаса. Оно было предложено на выставку достижений народного хозяйства СССР, а заслуга рационализатора отмечена дорогим подарком — новеньким «Москвичом».
На днях Георгию Константиновичу исполнилось 76 лет, но оставлять завод по-прежнему не собирается. Трудится фрезеровщиком по самому высокому, 6 разряду, одновременно обслуживает два станка.
— Я очень люблю свою работу и без неё уже не могу, – говорит ветеран. – На заводе прошла вся моя сознательная жизнь. Более чем за полвека сердцем прирос к коллективу. Последние годы вместе участвовали в больших проектах по изготовлению металлоконструкций к мостам через бухту Золотой Рог и на остров Русский, строили танкер, вместе переживали трудности завода. Сегодня принимаю участие в строительстве подъёмных кранов, изготовлении печи риформинга для Комсомольского НПЗ. Когда-то здесь работали моя жена Валентина Васильевна токарем и два племянника судоремонтниками. У меня две дочери, две внучки, скоро родится правнук. Одним словом, я счастлив, что именно так сложилась моя судьба.

Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Две пятёрки в биографии»

  1. matrosina говорит:

    Вы можете одновременно обслуживать два станка, которые имеются на заводе?
    — Так обслуживаю, когда прихожу раз в неделю…

Обсуждение закрыто.