25 золотых лет: итоги, перспективы

1992.
Недостроенные причалы
1992 год был сложным для России. Семидесятилетний государственный строй рухнул, а к новому, пришедшему ему на смену, страна не успела приспособиться. Разорялись и закрывались даже крупные организации, которые совсем недавно казались надежными.
В обществе царили растерянность и неуверенность в завтрашнем дне. Но и в такие беспокойные времена находились люди, готовые рисковать.
Одним из них стал Борис Гладких — превосходный стратег, прошедший путь от дис-петчера до заместителя начальника Восточного порта. Он умел видеть не сиюминутную выгоду, а отдаленные перспективы и на месте трех недостроенных причалов в бухте Врангель рассмотрел будущее успешное предприятие. 15 октября 1992 года Борис Гладких взял причалы № 33, № 34 и № 35 в аренду — и началась история стивидорной компании.
17 декабря порт, в котором из техники тогда был только автокран «Ивановец», обслужил два первых теплохода — «Булункан» и «Кулунду». Так Малый порт приступил к работе, которая не прекращается уже четверть века.
Первопроходцы
Первоначально коллектив Малого порта состоял всего из нескольких человек — основателя Бориса Гладких, главного бухгалтера Любови Белобородовой, заместителя директора Юрия Серебрякова. Главный инженер, механик и даже штатные докеры — все пришли позднее.
Большинство из «первопроходцев» перешло в только что основанный Малый порт из Восточного. Люди сильно рисковали: несмотря на характерные для всех предприятий того вре- мени проблемы, Восточный порт был крупным предприятием и потому имел больше шансов остаться на плаву. Перспективы же нового предприятия, основанного в период экономического «шторма», казались весьма туманными. Сможет ли оно найти свое место на рынке? Появятся ли грузоотправители? Получится ли преодолеть трудности — или силы окажутся потраченными напрасно? Однако Борис Гладких смог убедить людей поверить в Малый порт. Будущее показало — риск оказался вполне оправдан. Но до этого предстояло прожить несколько лет, наполненных неопределенностью — и работой, тяжелым ежедневным трудом в не самых лучших условиях.
2016. Новая эпоха
Год начался с покупки двух новых колесных фронтальных погрузчиков Сaterpillar- 966 по тендеру, проведенному в прошлом году. В конце февраля, в разгар работы в порту, они были запущены. Немного ранее, в январе, начала действовать и вторая новая высокопроизводительная сортировочная мобильная установка Frontier на гусеничном ходу.
Бригада специалистов компании-производителя портальных кранов «Аист» — «СММ» — смонтировала два крана. Служба главного энергетика установила электрические колонки на причалах № 34 и 35 для их подключения. Первый запустили 15 марта, второй — 26 апреля. «Аисты 36-40» отлично работали во всех режимах, о чем Малый порт и сообщил в нескольких благодарственных письмах, отправленных в «СММ».
В марте пришел новый приставной конвейер КПП-1112 с грохотом и магнитным сепаратором. Он легко справлялся с очисткой и подачей угля, взаимодействуя с дробильно- сортировочными установками Destroyer и Frontier. Таким образом, Малый порт достиг своей цели, поставленной в 2014 году, — он полностью перешел на новейшую высокопроизводительную технику.
В полностью обновленном Малом порту одно осталось неизменным — дружная команда грамотных специалистов, которую каждый сотрудник считает своей семьей.
От первого лица: Евгений ПОНОМАРЕВ
— Генеральным директором Малого порта я стал 22 февраля 2017 года. К этому времени прошел все ступени карьерной лестницы в Восточном порту. Начинал стивидором, потом работал технологом, начальником смены, старшим стивидором, заместителем директора по эксплуатации. Затем участвовал в запуске и выходе на проектные мощности современного угольного терминала — компании «Дальтрансуголь» в Ванино.
Впервые я увидел Малый порт в 2003 году. Тогда он занимался разными видами грузов, от металлолома до стройматериалов, и не произвел на меня впечатления. Во второй раз я приехал сюда двенадцать лет спустя, в 2015 году, — и был поражен. Малый порт изменился до неузнаваемости: чистые площадки, современное оборудование. На столь небольшой территории груз оборачивался несколько раз, а люди действовали оперативно и согласованно.
Четкое разделение труда, планирование, исполнение, контроль, учет — все на таком профессиональном уровне, который встречается далеко не на каждом предприятии. В 2015 году порт пропустил через два причала два с половиной миллиона тонн угля. В моем понимании, это серьезный успех.
Кардинальные изменения, итогом которых стали удивившие меня результаты, начались в середине 2000-х годов с партнерства с «Сибирской угольной энергетической компанией» (СУЭК). Прежде для каждого вида груза требовались отдельные площадки. Единственный вид — уголь — позволил сконцентрировать на нем и технические, и людские ресурсы: перейти на современное высокопроизводительное оборудование, обучить специалистов.
Тогда же окончательно сформировался и коллектив сотрудников, которые умели организовать процесс, организоваться сами, понимали свои задачи и могли их выполнять, несмотря на сложности.

Малый порт стал делом всей моей жизни. И сейчас, в юбилейный год, когда предприятие отмечает четверть века работы, у меня есть все основания для того, чтобы им гордиться. Я могу с уверенностью сказать: нашему дружному коллективу удалось успешно преодолеть все сложности, с которыми мы столкнулись, превозмочь неудачи, порой подстерегавшие на пути, и создать по-настоящему сильное, стабильное и крепкое предприятие.
Впрочем, мы всегда верили в Малый порт, даже в самом начале его существования, когда он представлял собой три необорудованных причала. Однако с каждым годом оснований для уверенности становилось все больше: Малый порт набирал обороты, постепенно вырастая в то узнаваемое солидное предприятие, которым стал к сегодняшнему дню.
Подобному положению дел поспособствовал и масштабный толчок в развитии, к которому привело партнерство, заключенное с угольной компанией «СУЭК». С прихода угля в Малый порт началась новая страница в истории нашего предприятия, которая стала быстро заполняться: объемы перевалки угля наращивались рекордными темпами. Этот процесс продолжается и по сей день.
Малый порт всегда остается со мной, в моих мыслях и моем сердце.
И юбилей — это дополнительный удачный повод напомнить себе об этапах проделанной работы и о замечательных людях — грамотных профессионалах, которые трудились вместе со мной с самого момента основания предприятия. Именно в людях и кроется секрет успеха Малого порта.
И я хочу поблагодарить всех тех, кто связал свою жизнь с нашим предприятием, кто когда-либо работал там или продолжает работать. Спасибо за то, что не жалеете сил на благо предприятия, за то, что сохраняете и прививаете новым сотрудникам ценности Малого порта и ту особую атмосферу, которая исторически в нем сложилась, — во многом благодаря ей многие из нас называют коллектив своей второй семьей.
От всей души поздравляю вас, дорогие коллеги и партнеры, с двадцатипятилетием нашего общего дела! Уверен, что вместе с вами Малый порт и дальше ждут большие перспективы.
Борис ГЛАДКИХ, основатель ООО «Стивидорная компания «Малый порт»

Людей Малый порт всегда ценил. Все мои предшественники, начиная с основателя предприятия Бориса Гладких, понимали: мало дать человеку лопату, нужно обеспечить его всем необходимым, чтобы он захотел работать. Хорошая зарплата, соцпакет, доставка до места, медпункт на территории предприятия — сотрудники замечают и ценят стремление сделать условия для них более комфортными. Я общался с докерами, и они подтверждают мои слова. Говорят: «Компания о нас заботится, и мы эту заботу видим». Люди работают в Малом порту по двадцать лет. Думаю, это хороший показатель.
Коллектив — это главное, что оставили мне предшественники, а его текущая работоспособность зависит уже от руководителя. Думаю, он должен стать старшим наставником, к которому можно приходить за советом. В Малом порту есть хорошая традиция: обсуждать проблемы, находить компромиссы и вместе принимать оптимальные решения. Мы стремимся быть максимально открытыми друг с другом.
За двадцать пять лет работы Малый порт зарекомендовал себя как самое чистое угольное предприятие. Высокое качество продукции — результат общей работы, в которой важен буквально каждый сотрудник. Кто-то обеспечивает исправную работу механизмов, кто-то следит, чтобы уголь на выходе был нужного качества.
Основные планы на будущее я связываю с дальнейшим ростом грузооборота. Планируем привлекать новых клиентов. Хотим увеличить количество принимаемых судов и объем их загрузки. Сейчас мы работаем с судами до размера handy, то есть до 22 000 — 25 000 тонн.
После реконструкции гидротехнических сооружений, через три-четыре года, порт сможет принимать более крупные суда и загружать handy полностью. Тогда мы увеличим годовой грузооборот с трех миллионов тонн до четырех миллионов, а это уже существенный прирост — на 25%. Думаю, достичь таких показателей будет возможно даже без существенного увеличения парка техники. Сейчас он на высоком уровне. Машины вовремя заменяются на более современные и мощные модели. Например, в 2017 году закончим обновление портальных кранов. Прибудут новые манипуляторы для выгрузки вагонов.
К концу года планируем завершить модернизацию перегрузочной техники — расширим линейку для выгрузки вагонов до шести единиц, четыре из которых будут самыми свежими моделями манипуляторов.
Уверен, что в следующие двадцать пять лет нас ждут большие перспективы и новые достижения.
Какая бы современная и эффективная техника ни работала в малом порту, главное — это люди, которые ей управляют. Каждый из работников порта — профессионал в своем деле, ответственный и аккуратный.
Вместе они составляют неразрывную производственную цепочку, которая приводит в движение огромный отлаженный механизм.
Минимум влияния
Сохранение экологического равновесия – один из главных принципов работы Малого порта. Для охраны окружающей среды предприятие принимает множество мер. Основной приоритет реализации природоохранных мероприятий – предупреждение возможных негативных последствий для окружающей среды.
При перевалке угля образуется пыль. На то, чтобы избежать загрязнения воздуха, направлена вся технология проведения работ. Отслеживается высота поднятия механизмов, опускания грейферов, складирования угольных штабелей. Скорость спецтранспорта, который перегружает и перевозит уголь, ограничена. Для снижения пыления в порту работают две туманообразующие установки. Одна – в зимнее время, при температуре до –20 градусов. Она производит снежинки. Вторая используется летом. Есть мобильная оросительная установка для локального пылеподавления при дроблении и пересыпке угля. При каждой погрузке судна обязательно используются натяжные пологи – большие полотна прочной прорезиненной ткани размером 20 на 15 метров. Одна их часть крепится к судну, вторая к причалу. Они предотвращают попадание угля в акваторию бухты Врангель.
Территория Малого порта оборудована системой ливневой канализации. Сначала ливневая вода попадает в емкости повторного водоснабжения, где отстаивается и проходит первичную очистку. Оттуда она перетекает в очистные сооружения физико-химической очистки. Фильтры не только механически удаляют твердые вещества, но и обеззараживают. Только после этого очищенная вода выпускается в бухту Врангель.
На очистных сооружениях регулярно меняются фильтры, проводится профилактическое обслуживание и ремонт, если в нем возникает необходимость.
Большое внимание уделяется вопросам экологии при обновлении перегрузочного оборудования. Например, при подборе грейферов учитываются не только их рабочие характеристики, но и объем – он должен быть максимальным, чтобы снизить частоту перевалочных операций и не допускать просыпи угля.
В порту действует система энергосбережения. Мы постепенно отказываемся от люминесцентных ламп – отходов повышенной опасности. Планируем в будущем перейти на экологичные осветительные приборы, работающие на солнечных батареях.
Эффективность пылеподавляющих установок варьируется в пределах 40% – мы укладываемся в проектные показатели и никогда не превышали нормы выбросов.
Сейчас в порту разрабатывается проект стационарной пылеподавляющей системы. Это комплекс, состоящий из нескольких высоких мачт, на которых устанавливаются туманообразующие пушки, работающие в автоматическом режиме. Рассматриваем возможность применения ветрозащитных стенок или сеток.
Эффективность природоохранной деятельности порта напрямую зависит от понимания сотрудников. Повышение уровня экологической культуры работников является одним из актуальных направлений работы. Для сотрудников порта и членов их семей регулярно проводятся акции и конкурсы, посвященные природе. Зимой мы изготавливаем кормушки для птиц, а потом развешиваем в микрорайоне Врангель и на территории школ Находки. Весной из остатков древесных материалов работники сделали скворечники и повесили их в детских садах. Также прошел необычный конкурс поделок из бросового материала.
Малый порт активно участвует в экологической жизни города. В 2017 году руководство выделило средства на озеленение территории Врангеля, а сотрудники приняли активное участие в экологическом субботнике, приуроченном к 25-летию порта.

Акционерное общество «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) — один из крупнейших в России производителей высококачественного угля. Спрос на нашу продукцию продолжает расти как в стране, так и за ее пределами, и, несмотря на мировую экономическую ситуацию, прогнозируется его дальнейшее увеличение. Мы уверенно продолжаем наращивать мощности и расширять зону влияния. В частности, большое внимание СУЭК уделяет Дальнему Востоку — территории стратегического роста. В этом регионе мы нацелены и на развитие угледобывающих преприятий, и на профессиональную подготовку и очистку угля, и на создание качественной логистической сети.
Особенный интерес в таком контексте представляют морские порты — ворота, через которые обработанный уголь уходит клиентам в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам, на Филиппины, чьи быстрорастущие экономики нуждаются в больших объемах угля. Малый порт — одно из предприятий, сотрудничество с которым было успешным с самого начала и продолжает оставаться крайне перспективным. Одиннадцать лет, прошедшие с момента, когда мы впервые обратились в стивидорную компанию, — достаточный срок для того, чтобы подвести итоги. А они таковы, что между СУЭК и Малым портом заключен долгосрочный контракт. Мы намерены продолжать сотрудничество и в дальнейшем развивать предприятие, наращивая объемы грузоперевалки.
В 2017 году нашим партнерам исполняется двадцать пять лет. Хороший повод для того, чтобы сказать — мы довольны сотрудничеством и рассчитываем на то, что и в целом оно останется таким же успешным.
Поздравляю вас с праздником, коллеги! Уверен, вместе мы продолжим вносить вклад в экономику России и развивать Дальний Восток.
Владимир Рашевский, генеральный директор АО «СУЭК»

Значимым проектом для коллектива порта стало участие в создании Аллеи стивидоров в Находке.
Вторая семьЯ
За прошедшие 25 лет Малый порт стал для сотрудников настоящим домом, а его коллектив — второй семьей. За четверть века сложился дружный, сплоченный коллектив. Сменная работа диктует особый график организации праздничных дат, которые мы отмечаем коллективно.
Главный праздник для нас — День работников морского и речного флота. В первое воскресенье июля выезжаем на берег моря, устраиваем спартакиады. В про­шлом году мы заказали фотокабинку, к которой выстроилась целая очередь. Сотрудники получили массу впечатлений, а память о событии осталась на долгие годы. Пролистывая аль­бом через много лет, они увидят свои снимки и вспомнят корпоративный праздник в порту.
День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Новый год — эти знаковые даты в календаре никого не оставляют равнодушными и объединяют нас на добрые дела. 9 мая портовики выходят на митинги, чествуют ветеранов и возлагают цветы к памятнику Победы.
Работа с детьми — особое направление наших добрых дел. Порт помогает им посещать парки, цирк, детский кукольный театр. В прошлом году посетили музей под открытым небом «Пограничная площадь» в Находке. Настоящий сохранившийся самолет и землянки произвели неизгладимое впечатление.
В ближайших планах — экскурсия по порту. Ребята увидят, где и как работают их родители. Еще один повод для гордости за мам и пап. В порту постоянно ведутся и производственные соревнования по различным номинациям. Лучшая бригада получает переходящий кубок, грамоты, призы и хорошую премию. Сотрудники охотно участвуют в любых мероприятиях — и в акциях, и в конкурсах. Активистам вручаются подарки, о них рассказывается на сайте компании. В компании много работников, которыми коллектив по праву гордится.
Руководство порта всегда поддерживает увлечения портовиков. У спортсменов есть возможность участвовать в ежегодной спартакиаде среди предприятий, которая проходит в Находке. К соревнованиям нужно готовиться — для этого покупаются абонементы в спортзал, арендуются залы для футболистов и волейболистов. В этом году впервые сдаем нормативы государственной программы ГТО — набралось много желающих.
В будущем на территории будут установлены турникет и гиря. Стремимся прививать здоровый образ жизни, интерес к спорту, проводим просветительскую работу о вреде курения.
К 25-летию были подготовлены творческие концертные номера — проявят себя любители петь и танцевать.
Помощь — наша традиция. Основатель Малого порта Борис Гладких всегда помогал людям — не только сотрудникам, всем нуждающимся. И это стало доброй традицией. Ежегодно компания переводит средства Дому малютки, покупает подарки для ребят в реабилитационные центры. Администрации микрорайона Врангель выделили средства на восстановление памятника Победы. Компания жертвует церкви, помогает по мере надобности тем, кто нуждается в поддержке.

Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.