Вадим ТРУЩЕНКО: В полиции не работают. В полиции служат!

В этом убежден начальник отдела МВД России по городу Находке полковник полиции Вадим ТРУЩЕНКО, четко разделяющий эти понятия. В одном случае — это нормированный трудовой день с выходными и праздничными днями, в другом — верность долгу и присяге, постоянная готовность выполнять задание, обеспечивая правопорядок, пресекая нарушения и преступления, разыскивая преступников, охраняя и защищая граждан.

И не каждый гражданин к таким нагрузкам готов. Это призвание, выбранное лично, а не по принуждению.
Выпускник высшей школы милиции служит Отечеству четверть века. Много лет работал в следствии и возглавлял это подразделение. Последние годы руководил межмуниципальным отделом МВД в Спасске-Дальнем. В сентябре был назначен начальником отдела МВД в Находке. Первый месяц службы на новом месте завершился большим резонансным происшествием в городе, которое стало серьезной проверкой для личного состава.
– Вадим Викторович, в минувшие выходные звонок в дежурную часть о заминировании здания торгово-развлекательного комплекса «Находка Мега» заставил переживать весь город, а сотрудники правоохранительных органов четыре часа напряженно работали. Как вы оцениваете действия личного состава, всех, кто готов был спасать людей и ликвидировать последствия возможного взрыва?
— Случившееся событие чрезвычайное. Из средств массовой информации мы узнаем и читаем о подобных фактах, но они происходят далеко от нас, и в обществе устойчиво мнение, что подобное не характерно для Приморья. А сообщение о заминировании в Находке показало, что все страшное может быть рядом с нами. Есть такая черта у русского народа – сплачиваться в сложных, опасных ситуациях. И это произошло сейчас. Все прореагировали исключительно быстро. Действия тех, кто первым шагнул в здание, — и сотрудников ФСБ России, и личного состава отдела МВД, и всех, кто был рядом с нами, я считаю безукоризненными.
И хотя мы предполагали, что звонок может быть ложным, сотрудники отдела выполняли все обязательные действия до конца. Даже когда задержали несовершеннолетнего и он сознался, что звонил, чтобы пошутить, здание комплекса никто не покинул. Мы не исключали провокацию, иные преднамеренные действия террора в месте, где были собраны большие силы правоохранительных органов. Все могло произойти. Подросток позвонил в 16 часов, а работы в комплексе продолжались до полуночи. А потом подводили итоги. Главный — сотрудники правоохранительных органов обеспечили безопасность граждан.
Все выполнили свою работу отлично. Для личного состава это стало большой проверкой на готовность к ЧС. И мы её прошли. Ошибки тоже разобрали и сделали выводы. При этом текущую работу никто не отменил, дежурили службы и наряд, оперативно реагирующие на звонки граждан.
– Каким выдался для вас первый месяц работы на новом месте службы? Ваши первые впечатления и решения?
– Мои впечатления первых дней и сегодня никак не отличаются. Прибыв в Находку, я увидел людей, умеющих и готовых работать. Я побывал во всех подразделениях отдела, беседовал с сотрудниками и убедился, что люди понимают свои задачи по обеспечению правопорядка на вверенной территории и за это они получают денежное довольствие, а не наоборот. И как руководитель напоминаю всем, что по долгу службы мы обязаны служить людям. Как бы пафосно это ни звучало, но это основное наше предназначение.
Моя задача – сплотить коллектив, все подразделения, чтобы эффективность и отдача от наших совместных действий были более весомыми. Если ты пришел в полицию по доброй воле, то и отдача, результат должны быть соответствующими. Явного пренебрежения к службе и гражданам я не увидел. Увижу – буду пресекать, и очень серьезно.
– А личный состав укомплектован полностью? Что удивило при знакомстве с коллективом?
– Удивительно, что в Находке в полиции много женщин, даже в тех подразделениях, где служба сложная, очень ответственная, требующая силы и выносливости. Например, работа участковых, инспекторов патрульно-постовой службы. Если получается совмещать службу и заботы о доме — хорошо. Но на рабочем месте нужно думать только о работе – служба у нас такая особенная. Что касается укомплектованности, то у нас некомплект, и большой. Например, в уголовном розыске не хватает 15 сотрудников! Для некоторых территориальных отделов — это численность целого подразделения. Женщины не смогут там работать – очень напряженная, порой опасная и ответственная работа. К нам можно и нужно обращаться тем, кто понимает, куда он идет, что он должен будет делать и готов к этому.
Конечно, мы ждем мужское пополнение, сильных, подготовленных ребят, которые встанут рядом и станут надежными помощниками тем, на ком сейчас вся ответственность за выполнение поставленных задач. Их меньше не становится, наоборот, в прогрессии. А это сложно – ежедневная нагрузка на каждого велика плюс дежурства, внезапные вызовы в выходные, другие неотложные дела. Важно, как говорится, не перегореть, не устать от работы, не бросить всё. Возврат обратно спустя время — большая проблема.
– Вадим Викторович, что в результатах работы отдела с начала нынешнего года Вас тревожит и обязывает принимать меры?
– Нам пока до лидеров далеко. Да, у нас некомплект и на сотрудников ложится порой двойная, а то и тройная нагрузка. Но надо исходить из того, что тот, кто хочет работать, ищет способ, кто не хочет — ищет причину. В нашем случае должны и обязаны искать способы. Ведь каждый из нас выбирал службу лично, а не по принуждению. И степень нашего влияния на уровень правонарушений и преступности нужно поднимать в разы, чтобы повысить уровень комфортного проживания жителей на вверенной нам территории. А сделать это возможно путем принятия целого комплекса мер, в первую очередь, превентивных по обеспечению безопасности и правопорядка. Это более затратно в части привлечения сил и средств.
С учетом времени служба нуждается в ином алгоритме работы. Не сегодня, а еще вчера в приоритете все больше профилактика, предотвращение правонарушений и преступлений. Совершаются преступления, и работа по раскрытию любого из них требует больше времени и усилий. Чем длиннее этот отрезок, тем больше вопросов к нам. Поэтому нацеливаю сотрудников, в первую очередь участковых уполномоченных, на кропотливую работу с теми, кто в силу разных обстоятельств всегда склонен к различным нарушениям. Такая постоянная, целенаправленная работа всегда дает ожидаемый результат. И граждане из категории нами «опекаемых» начинают понимать, что они на виду и для них это не есть хорошо. Многих такое внимание останавливает. Уже плюс.
Целый пласт проблем с распространением наркотиков. Потерпевших на поверхности как бы нет, а на самом деле их чаще всего гораздо больше, чем при совершении преступления. Ведь страдает от этого зла очень много людей. Это давно стало важнейшей социальной проблемой, с которой мы боремся и будем бороться самыми разными способами, привлекая большие силы и средства.
Такая же позиция в сфере профилактики и борьбы с организованной преступностью. Со временем она претерпела большие изменения. На смену разбоям далеких 90-х пришли финансовые махинации, и совершаемые сегодня преступления — чаще всего в экономическом секторе.
– Вадим Викторович, а что из опыта прежней службы хотели бы использовать на новом месте?
– В Находке мне помогает весь накопленный опыт службы как следователя, так и руководителя отдела. Новый формат багажа прежних лет позволяет сочетать разные методы и способы, чтобы добиваться желаемого результата. И в работе с личным составом использую свои наработки. Например, вместе с сотрудником «прохожу» тот путь, который он реально сделает чуть позднее на своем рабочем месте. Я сделаю это не раз и не два, но для подчиненного это станет пусть маленькой, но школой, от которой он пойдет дальше и не сделает ошибок.
Тот же участковый, который сегодня задыхается от нехватки времени, техники, компьютера, еще чего-то, разыскивая, расспрашивая, уточняя, приглашая, заполняя документы и т. д., может сократить время и поберечь силы, если ему на помощь придут дежурные наряды на автомашинах. И я даю распоряжения патрульным экипажам по возможности помогать участковому. Тогда у него будет гораздо больше времени на живую работу с населением, ради чего, собственно, и создано такое подразделение.
Способность работать в кабинете и быть на связи со всей территорией я наработал следователем сначала ногами, прошагав весь район и город, потом в кабинете на разных должностях, и при этом получая желаемый результат. И этот опыт я передаю уже в Находке руководителям подразделений. А они пойдут дальше, обучая и своих сотрудников, выстраивая другие отношения на основе простого правила – отдавая приказ, сообща разобраться, что и как лучше сделать. Чем больше таких совместных усилий, тем качественнее, профессиональнее будет работа и конечный результат.
– А какие вопросы в работе отдела требуют, на Ваш взгляд, нового подхода?
– Их немало, и они настолько стали привычными, что и внимания не обращает никто. Например, бумажная отчетность в канцелярии, которая занимает много времени у оперативников. А проблема решается легко, изменив порядок работы этой очень важной службы. Освобождается рабочее время для тех, кто в кабинеты возвращается к вечеру, отработав весь день в городе. Участковые проведут больше встреч, пройдут по улицам своего района и их увидят, спросят, расскажут о своем больше горожан.
– Вы побывали во всех подразделениях и оценили условия работы, материальное обеспечение. Какова Ваша оценка?
– Не самая высокая, многого не хватает. Но я увидел и отношение сотрудников к тому, что есть. А оно нередко потребительское. Не работает компьютер – кто-то должен сделать. Не включается принтер – поставим его в угол, пусть пылится. В этой части есть вопросы и к службе тыла, в чьих обязанностях обеспечивать личный состав всем необходимым. Еще одно направление общей работы.
– В городе немало компаний, которые могут помочь отделу МВД в пополнении и обновлении материальной базы. Вы можете обратиться к ним с просьбой?
– Это исключено. Мы можем и должны справиться с этим сами. Неразрешимых ситуаций в отделе нет.
– Вы знакомитесь с обращениями граждан, поступающими в полицию? Что в этой почте превалирует?
– В письмах немало претензий к сотрудникам, которые не должным образом, по мнению авторов, относятся к рассмотрению или решению их проблем. Граждане ведь не знают, а им не объяснили, как и в какие сроки рассматриваются обращения, по какой причине могут отказать в рассмотрении дела, что есть в городе много служб, в чьем ведении находятся интересующие их вопросы.
Дежурная служба ежедневно получает 120 обращений граждан в разном формате. И лишь шестая часть их относится к нашей службе. Остальные вне нашей компетенции. Но заявители ждут ответа от нас, к кому направили свое письмо. Если мы на этом участке будем работать более грамотно и внимательно, то у нас не будет повторных жалоб, негатива в отношении к правоохранительным органам, которые сегодня присутствуют. Есть и другая сторона — нужно формировать у сотрудников отдела убеждение, что главная их работа — общение с населением, и отношение к людям должно быть более уважительным.
– Вы тесно взаимодействуете с общественным советом при отделе МВД. Какие задачи считаете главными в его деятельности?
– Общественный совет — та часть общества, которой позволено знать о полиции больше, чем всем остальным. Вы знаете наши проблемы и вправе на встречах с личным составом рассказать обо всем, что происходит в городе, о чем думают люди, как они оценивают работу службы. Понимая нашу специфику, структуру, задачи, члены совета могут подсказать нам пути решения проблем, которые волнуют граждан, донести до общества объективную информацию о том, какие и как решаем поставленные перед нами задачи, показать открытость полиции, что мы не карательный рычаг, а служба, которая заботится о безопасности и обеспечивает правопорядок, что личный состав – сотрудники ответственные и свою работу делают честно.
Задача общественников напоминать нам о необходимости сохранять профессиональную этику, чуткость и вежливость к людям. Я рад, что у нас тесное взаимодействие и понимание важности совместной работы.
— Вадим Викторович, пожелаем Вам и личному составу отдела МВД удачи!
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Закон и право. Добавьте в закладки постоянную ссылку.