Это наша с тобой биография…

60 лет — Приморскому судоремонтному заводу

В 1939 году после посещения бухты Находка секретарем ВКП(б) Андреем Андреевичем ЖДАНОВЫМ было принято Постановление ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР от 7 октября 1939 года и намечены мероприятия по организации предприятий рыбной промышленности в бухте Находка в связи с выводом их из города Владивостока.

В течение 1939-1941 годов в Находке создавались строительные организации и велось строительство производственной базы, подсобных цехов.
С началом войны строительство прекратилось. В 1945 году окончилась Великая Отечественная война. Страна вернулась к мирной жизни. Восстанавливались города и заводы.
По первоначальному заданию, утвержденному Министерством рыбной промышленности СССР в начале 1948 года, завод проектировался как судоремонтный и судостроительный с годовой программой 203,6 млн рублей (в ценах до 1961 г.). Предполагалось производить ремонт следующих типов судов: рефрижераторы типа «Днепр», грузовые сухогрузы типа «Эскимос», грузовые шхуны, траулеры, сейнеры, а также по судостроению производить стальные сейнеры мощностью до 300 л/с и стальные грузовые шхуны грузовместимостью до 300 тонн.
Технический проект Приморского СРЗ был разработан Московским институтом Гипрорыбпром, рассмотрен техническим советом МРХ СССР, утвержден Министерством рыбного хозяйства СССР 19 сентября 1950 года и зарегистрирован в Госстрое СССР.
С 1950 по 1957 год производилась разработка технических чертежей по утвержденному технологическому проекту, одновременно с 1950 года была начата работа по созданию площадки будущего завода. Взрывали близлежащую сопку и создавали причалы, рабочую территорию предприятия, строились одновременно производственные цеха.
С 1 октября 1957 года на основании Постановления от 19.09.1957 года № 42 Приморского Совнархоза завод начал существовать как самостоятельная хозяйственная организация.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР Александра Акимовича ИШКОВА от 15 августа 1957 года директором завода был назначен Степан Николаевич ГЕЙЦ.
С. Н. ГЕЙЦ был судоремонтником, проработавшим на Дальзаводе во Владивостоке более 20 лет, прошедшим все ступени от мастера до начальника цеха № 19 — самого большого цеха Дальзавода. Как умелый организатор производства он был направлен в Находку для руководства и создания нового предприятия. Специалистов по ремонту рыбодобывающего флота в Находке не было. Была рабочая сила, которую надо было обучить, дать первые навыки ремонта судов.
С. Н. ГЕЙЦ предложил своим соратникам по работе на Дальзаводе перейти работать на Приморский судоремонтный завод, и многие откликнулись.
Это Александр Михайлович ГАЛЕНКО – первый начальник цеха № 1, в котором были сосредоточены все производственные работники судоремонта. Это был умелый организатор, специалист, чуткий руководитель, навсегда связавший свою жизнь с заводом.
А также:
Петр Дмитриевич
ГУСЕЛЬНИКОВ,
Василий Игнатьевич
ПАПАНОВ,
Петр Терентьевич ШЕВЧЕНКО,
Григорий Иванович ЗУГА,
Юрий Игнатьевич ШЕВКИН,
Николай Алексеевич
НИНАДОВСКИЙ,
Степан Ефимович ПИНЧУК,
Иван Яковлевич ВАНЕЕВ,
Виктор Борисович ПАВЛОВ,
Виктор Иванович МИЩЕНКО,
Борис Иванович КОВАЛЕНКО,
Петр Трофимович КАЧАНОВ,
Петр Ильич МЕРКУЛОВ,
Андрей Иванович
Чередниченко,
Иван Семенович РУДОЙ,
Павел Семенович РЯБЕНКО,
Иван Андрианович КОРЯГИН,
Григорий Федорович
ПЫХАНОВ
и много других специалистов.
В начале 1958 года на завод пришли первые выпускники-механики Дальневосточного мореходного училища: А.Н. СОРОКИН, И.В. САКУЛИН, А.П. ЩИТИНИН, В.Н. ГОРДЕЙЧЕНКО, Г. ЮРКОВСКИЙ, В.У. ХМЕЛЮК.
Следом подошли: А.В. ПИШУН, В.П. СТАРОЖУК, А.А. БАРБОТЬКО, Б.В. ЧУБАЧ, В. ГАЛУШКИН, Ю.Н. СУВОРОВ и другие.
Мне повезло в жизни, я многих знал и работал с ними рука об руку.
Первым производственным объектом, вставшим на ремонт, был пароход «Сталинград». Заканчивалось строительство судоподъемного сооружения – слипа. И 6 сентября 1958 года был поднят на слип сухогруз-пароход «Колыма». Руководила судоподъемом молодой, грамотный специалист Екатерина КАЁЛА.
Это было такое знаменательное событие, что весь город приезжал смотреть на стоящее на стапелях большое морское судно.
В 1959 году коллектив ИТР завода провел детальный анализ проекта и пришел к выводу о необходимости расширения и реконструкции завода. На основании предложений завода Гипрорыбпром в 1964 году разработал проект расширения и реконструкции завода, при этом объем продукции возрастал до 38,5 млн рублей (в ценах после 1961 года), а завод будет специализироваться на ремонте судов типа БМРТ, проект 394; тунцеловных баз, проект 502-а; плавбаз, проект В69; дизель- электроходов; рефрижераторов.
Первым БМРТ, вставшим на ремонт, был «Ульяновск», который возглавил будущий Герой Социалистического Труда Октябрь Михайлович ЛОМАЕВ.
После реконструкции завода в 1971 году по распоряжению МРХ СССР (приказ № 2088) мощность завода была увеличена до 49 млн рублей (цены после 1961 года).
В первые годы становления Приморского СРЗ в решении многих технических вопросов судоремонта верным помощником директора был главный инженер Дмитрий Семенович ПИСКУН.
В начале шестидесятых годов прошлого века завод ощущал острый недостаток инженерно-технического персонала и высококвалифицированных рабочих необходимых профессий. Нужно было создать нормальные условия быта. Нужны были благоустроенные, современные квартиры, общежития, детские учреждения, школы и другие культурные и бытовые объекты. Только в этом случае можно было решить задачу набора кадров. То, что строилось трестом ДМГС, не удовлетворяло нужды завода. Все это прекрасно понимало руководство завода. По инициативе руководства завода и лично директора С.Н. ГЕЙЦА перед управлением «Дальрыбы» был поставлен вопрос о создании при заводе строительно-монтажного управления. Несмотря на веские доказательства необходимости создания СМУ при заводе, на первых порах заводу в этом было отказано. Однако руководство проявило в этом деле должную настойчивость, в результате приказом по управлению «Дальрыбы» от 15 января 1962 года при заводе было организовано строительно-монтажное управление.
Большую организаторскую способность в становлении и успешной работе СМУ проявили начальник Василий Иванович ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ и главный бухгалтер Ирина Сергеевна КАРПОВА.
В 60-70 годах были построены два жилых Южных микрорайона, школы №№ 22 и 25, детские комбинаты №№ 31, 33, 37, 39, 45, 61, четыре общежития, Дворец спорта и десятки социальных объектов.
Приморский судоремонтный завод был почти ровесником Находки и самым большим береговым градообразующим предприятием города, и всем, построенным заводом, пользовалось население города.
В связи с ростом производственной программы остро встала проблема нехватки квалифицированных кадров инженерно-технических работников. В начале 60-х годов С.Н. ГЕЙЦ начинает программу подготовки молодых специалистов, в ходе которой было организовано ГПТУ-34 (за счет одного из общежитий завода по ул. Юбилейной, 2). По инициативе завода при Дальневосточном мореходном училище в 1962 году был открыт вечерний филиал ДВМУ. Он был открыт для обучения рабочей молодежи судоремонтным специальностям с получением среднего технического образования. Это заведение закончили тысячи молодых рабочих Приморского судоремонтного завода. Среди них Василий Федорович ПОХИЛЬКО (стал начальником дизельного цеха), Евгений Лютьянович НАРТЫШ (стал начальником корпусного цеха) и много других талантливых рабочих, которые занимали руководящие должности на различных предприятиях города.
Одновременно был открыт вечерний филиал ДВПИ (ул. Луначарского) для получения высшего образования рабочей молодежи.
В 1967 году завод начал строительство профессионально-технического училища — СПТУ-31 — для подготовки специалистов рабочих специальностей со всем комплексом знаний согласно типовому проекту на 800 мест.
Выпускники школы № 3, работая на заводе на рабочих специальностях, не оставались без внимания отдела подготовки кадров (начальник Владимир Фомич ГАЙСЕНОК).
Директор завода С.Н. ГЕЙЦ видел в них будущих специалистов завода. Очень многие выпускники школы обучались в вузах по контракту с предприятием. По возвращении с учебы они работали на заводе. Это В. ГНЕЗДИЛОВ, Т. ВАХИТОВ (мой старший брат), В. МАСЛОВСКИЙ, В. ИЛЮШКИН, А. РУДОЙ и другие. Многие из них стали начальниками цехов, директорами заводов, руководителями города и края.
Степан Николаевич ГЕЙЦ сумел создать большой работоспособный коллектив рабочих, инженеров, служащих. Он приходил на завод в 7 часов утра, обходил все производственные цеха, разговаривал с мастерами, рабочими и имел свежую информацию о ходе ремонта каждого судна. На производственном совещании никто не мог дать неверную информацию о ходе ремонта.
Завод с каждым годом увеличивал свою мощность, вводились в строй новые цеха, использовались передовые технологии ремонта судов, повышались качество и гарантия выполненных работ. Рыболовный флот Дальнего Востока стремился попасть на ремонт именно в ПСРЗ. Портфель заказов ремонта регулировался отделом судоремонта «Дальрыбы».
После перевода на другую работу главного инженера Д.С. ПИСКУНА на его место был назначен Геннадий Дмитриевич ГУТАРЕВ, ранее работавший главным конструктором завода. Это был технически грамотный инженер, выпускник ДВПИ. Возглавляемый ранее им отдел решал все конструктивные технические задачи, возникающие при ремонте судов. Работая рядом со Степаном Николаевичем ГЕЙЦОМ, Г.Д. ГУТАРЕВ перенял лучшие качества своего руководителя и в апреле 1972 года принял дела в связи с уходом на пенсию С.Н. ГЕЙЦА.
В конце 60-х годов перед руководством «Дальрыбы» возникла проблема ремонта рыболовно-промысловых баз типа «Посьет» ленинградской постройки. В это время несколько десятков плавучих заводов бороздили воды Тихого океана, принимая рыбное сырье и обрабатывая его. Это базы: «Василий Чернышев», «Евгений Лебедев», «50-летие СССР» и другие.
Специфика работы плавбаз такова, что каждые 4 года необходимо было полностью менять технологическое оборудование. Это огромный объем работ – нагрузка на конструкторские, технологические отделы. Ни один завод в то время не справился бы с этой задачей – только Приморский СРЗ. Для этого пришлось модернизировать территорию восточной набережной бухты, чтобы можно было обеспечить электропитанием, водой, сжатым воздухом стоящие в ремонте плавбазы, провести дноуглубительные работы. Для докового ремонта крупнотоннажного флота завод имел четыре плавучих дока. Последний был получен в 1971 году из Швеции грузоподъемностью 28 тысяч тонн.
В эти годы хорошо развивается рационализаторское движение, направленное на улучшение качества выполняемых работ, снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда.
В 1966 году на передвижную выставку ВДНХ по судоремонту завод представил свои работы, которые были высоко оценены.
Приморский СРЗ был награжден дипломом ВДНХ второй степени, а представленная работа по организации судоремонта на основе внутризаводской специализации получила золотую медаль, которая была вручена начальнику лаборатории НОТ т. КРЫЖАНОВСКОМУ Р.А. Кроме того, другие работники завода получили три бронзовые медали: З.А. БУРЛАК – старший технолог ОГТ, О.Н. ЧИСТЯКОВА – мастер, А.В. СТУДИЦКИЙ – слесарь, 69 работникам вручены удостоверения участников ВДНХ.
Также в последующие годы бронзовой медалью ВДНХ за ряд ценных рационализаторских предложений по улучшению технологического процесса был награжден технолог дизельного цеха Виктор ГРУЗДЕВ.
Творческое объединение «Совет молодых специалистов» возглавляет инженер-теплотехник Александр БЛАЖКОВ.
8 мая 1977 года не стало С. Н. ГЕЙЦА. В день похорон завод приостановил свою работу. Тысячи заводчан, жителей города пришли проводить в последний путь своего первого директора, с которым вместе с нуля строили завод.
Колонна провожающих растянулась от заводского Дворца спорта до виадука. Десятки судов, стоящих в ремонте, дали прощальный гудок, отдавая дань памяти первому руководителю судоремонтного завода.
Сегодня в заводском музее много документов, фотографий, сохранивших память о С.Н. ГЕЙЦЕ. Родина высоко оценила ратный труд Степана Николаевича. Он был награжден орденом Ленина, орденом «Знак Почета», медалями: «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», имеет звание «Почетный житель г. Находки».
Ветераны Приморского СРЗ, бывая на старом кладбище, всегда посещают могилу С.Н. ГЕЙЦА.
На протяжении всего периода производственно-хозяйственной деятельности Приморского СРЗ руководители партии, правительства постоянно уделяли заводу большое внимание, неоднократно посещая и беседуя при этом с работниками.
На заводе побывали:
— член Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС тов. А.П. КИРИЛЕНКО,
— министр рыбного хозяйства СССР тов. А.А. ИШКОВ,
— Председатель Совета Министров СССР тов. А. Н. КОСЫГИН,
— первый секретарь ЦК КПСС тов. В. Е. ЧЕРНЫШЕВ.
В качестве почетных гостей завод также посещали:
— командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н.Н. АМЕЛЬКО,
— Валя БОРЦ – бывшая участница Краснодонской комсомольской подпольной организации в годы войны,
— писатель Константин СИМОНОВ,
— космонавт Г.С. ТИТОВ.
Неоднократно завод посещали и иностранные делегации: вьетнамская, японская, корейская, индонезийская.
Активной жизнью живет молодежь завода. Комсомольская организация завода, возглавляемая в эти годы Алексеем ТКАЧЕВЫМ, является лучшей комсомольской организацией города. Регулярно проводились комсомольские субботники по сбору металлолома, очистке территории завода, оказанию помощи строительно-монтажному управлению завода.
Заводчане с честью встретили 50-летие Ленинского комсомола. Как лучшей организации в городе комитету ВЛКСМ было вручено на вечное хранение знамя горкома ВЛКСМ Находки, а комсомольско-молодежному коллективу деревообрабатывающего цеха, где комсоргом был Александр ФЕДЧЕНКО, решением краевого комитета комсомола было присвоено звание «Цех имени 50-летия ВЛКСМ».
Особой популярностью пользовался туристический лагерь «Сихотэ-Алинь», который возглавлял заводчанин Станислав КАБЕЛЕВ. Тысячи туристов прошли за первые годы партизанскими тропами, увидели неповторимую красоту Приморья, ведь ехали на работу в Находку со всех концов большой страны.
Хороших успехов добились заводские спортсмены. Руководитель совета физкультуры — Федор КАРМАНОВ. Более 20 кубков и призов – таков результат их выступлений на соревнованиях городского и краевого уровней. Завод награжден грамотами и медалями республиканского совета ДСО «Спартак» за организацию физкультурно-массовой работы на заводе. Спортсмены ПСРЗ завоевали главный приз зимней Спартакиады краевого совета профсоюза пищевиков 1966-1967 гг.
Стрелки, тяжелоатлеты, боксеры завода входили в сборные команды Приморского края. В городских соревнованиях 1966 года девушки-спортсменки завоевали все разыгрываемые призы по волейболу и баскетболу. Их имена чаще других встречались в выпусках комсомольских «Молний»: Л. ИГУМНОВА, Л. АРЗАМАСЦЕВА, Д. ДУДКИНА, Е. БЕЛУШКИНА, Л. КРИВОЩЕКОВА.
Комсомолец-спортсмен Владимир СТАНОВОВ активно участвовал в работе заводского комитета ДОСААФ, вел кружок мотоциклистов, занимался строительством заводского тира.
В 1967 году в смотре заводской художественной самодеятельности приняли участие 310 человек. С концертами они выступали не только в Находке, но и в Партизанском, Лазовском районах. Добрыми словами отзывались жители об их выступлениях.
В 1970 году заведующая заводской библиотекой Дина УСАТАЯ совместно со Станиславом КАБЕЛЕВЫМ создали на заводе литературно-творческий клуб «Элегия», который объединил любителей поэзии и прозы. Проводились творческие вечера, посвященные А.Пушкину, С. Есенину, В. Маяковскому, А. Блоку и другим поэтам и писателям. Активными участниками являются В. БАРДИНА, Е. ТАТАРЕНКО, Н. ИВАНОВА, Т. ОВЧИННИКОВА и другие.
Сегодня клуб «Элегия» объединяет многих находкинских поэтов и писателей, стал очагом культуры. В этом клубе нашли себя десятки талантливых писателей и поэтов.
Как отозвался главный редактор журнала «Дальний Восток» Вячеслав СУКАЧЕВ: «Ничего подобного, похожего на деятельность находкинского литературного клуба «Элегия» нет ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири».
В семидесятых годах Приморский СРЗ возглавляли:
— Юрий Николаевич ЗАЯЦ (бывший главный технолог Дальзавода) с 1973 по 1975 г.;
— Виктор Григорьевич РУДНИКОВ (бывший директор судоремзавода № 178 г. Владивостока) с 1975 по 1980 г. В 1975 году произошло соединение Приморского СРЗ и Гайдамакского СРЗ и появилось Приморское производственное судоремонтное объединение «Приморремрыбфлот».
С октября 1980 по ноябрь 1989 года ППСО «Приморремрыбфлот» возглавлял бывший главный инженер Находкинского СРЗ Виталий Исмаилович НЕБЕЛЛО. Это был уникальный, энергичный, талантливый руководитель. Под непосредственным руководством генерального директора в объединении созданы творческие бригады из числа инженеров и передовых рабочих, внедрена бригадная форма организации труда, осуществляется строительная программа по обеспечению к 1995 году каждой семьи отдельной квартирой. Под его руководством был введен в работу завод КПД-35, началось активное строительство высотных панельных домов – был построен Южный микрорайон № 3. Введен в эксплуатацию заводской лечебный профилакторий, построен пионерский лагерь «Приморский». Внедрена новая форма ремонта флота – поток, недельное планирование, что дало положительные результаты.
Стабильная, успешная работа судоремонтного объединения «Приморремрыбфлот» была известна в МРХ, на всем Дальнем Востоке. Генеральный директор пользовался исключительным уважением среди рабочих, мастеров, инженеров завода. И сегодня бывшие работники завода не скрывают волнения, когда говорят о нем. Люди довольны тем, что им довелось работать, близко общаться с таким человеком.
С сентября 1989 по 1993 год завод возглавляли:
— Владимир Титович КРАМКОВ;
— Юрий Ильич ЕЛЬЧАНИНОВ.
С 1994 года генеральным директором Приморского судоремонтного завода работает Николай Иванович ЗАВАРЗИН.
Необходимо добрым словом вспомнить всех руководителей отделов, начальников цехов, на которых лежала персональная ответственность за выполнение производственного плана. Это были верные, достойные, уважаемые руководители.
Сегодня в городе живут их дети, внуки, которые могут гордиться своими родственниками.

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий