ЮНГИ РЫБАЦКОГО ФЛОТА

Вторая половина ХХ века была отмечена не бывалым подъёмом рыбацкой промышленности Дальнего Востока, а особенно Приморского края. Создавались рыболовецкие трудовые коллективы: добывающего, перерабатывающего, транспортного, рефрижераторного, научно-поискового флотов.

От малых рыболовных сейнеров (МРС), средних рыболовных траулеров (СРТ), кавасаки, кунгасов переходили на лов рыбы на больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ), рыболовных траулерах — морозильщиках (РТМ, РТМС). Изобилие рыбы на Дальневосточном бассейне и потребность её в пищевом рационе населения требовала круглогодичного вылова и переработки.

В конце 60 -х годов прошлого столетия начали приходить с новостроя плавучие базы типа В-69 «Юлиан Мархлевский», польской постройки в городе Гданьск; плавбазы типа «Спасск» японской постройки; рыбомучные базы типа «Посьет» ленинградской постройки, много различных судов рефрижераторов, морозильщиков, транспортников имелось в рыбацких коллективах Дальнего Востока.

К том времени в Приморском крае были- Преображенская база тралового флота (БТФ),Находкинская база активного морского рыболовства (УАМР – БАМР), Владивостокская база «Востокрыбхолод» (ВРХФ),Управление «Дальморепродукт» (ДМП) Владивосток, Управление «Далькитозверетрест», которая имела плавбазы «Советская Россия» и «Владивосток» с флотилиями китобойных судов, а также 12 зверобойных шхун финского производства (1954-1957 годов), Владивостокская база транспортного, рефрижераторного флота (ВБТРФ), Тихоокеанское управление рыболовного, научно-исследовательского флота (ТУРНИФ Владивосток), Рыболовецкие колхозы: «Новый мир» (Большой Камень), «Имени 1 Мая» (Бухта 5 охотников), «Приморец» (бухта Подяпольск).

В 70-десятых годах прошлого века рыболовная промышленность Дальнего Востока поставляла рыбы в стране 40% от всего объема вылова рыбы в СССР. Рыбные дни были обязательны в питании населения страны. Рыбацкие коллективы, судовые экипажи были хорошо укомплектованы специалистами флотских профессий.

Заканчивалась Вторая мировая война. Советская Армия переломала хребет фашистской Германии и гнала немецкие полчища в их логово — в Берлин. Советское правительство уже принимало меры по пополнению, взамен ушедших на фронт, специалистов рыбного флота.

18 января 1944 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны СССР обязывающие организовывать мореходные школы юнг с целью подготовки специалистов для торгового и рыбного флотов, а пароходства обязали зачислять в штат судов подростков со статусом юнг.

И через месяц Народный Комиссариат рыбной промышленности издал приказ о создании рыбопромысловых мореходных школ юнг. Одну из них, самую восточную, на Тихом океане было поручено организовать Главвостокрыбпрому (ГВРП), объединяющему рыбопромышленные предприятия Дальнего Востока. В соответствии с приказом ГВРП № 444 от 14 ноября 1944 года в посёлке Рыбстрой», на побережье бухты Находка были выделены ведомственные постройки и переданы в аренду Мореходной школе юнг.

Первый набор во вновь образованную школу юнг в 1944 году проводили при содействии приморских рыбокомбинатов, местных властей. К 1 февраля 1945 года было принято 146 человек. В мае 1945 года Государственная штатная комиссия при Совете народных комиссаров СССР определила административно-управленческий персонал Рыбопромысловой мореходной школы юнг Главвостокрыбпрома Народного комиссариата рыбной промышленности СССР в Находке численностью 54 человека с контингентом учащихся школы — 600 человек. Первым директором школы юнг был ЕГОРОВ, с августа 1945 года по сентябрь 1956 года ей руководил Иван ГАМЗИН.

В период иностранной интервенции на Дальнем Востоке он с группой ровесников, 16-летних ребят, ушёл в партизанский отряд, затем вступил в Народно- революционную армию. Участвовал в боях с японцами, был на оперативной работе ОГПУ по борьбе с бандитизмом и контрабандой.

Выпускник первого набора школы юнг Павел КАНДАЛИНЦЕВ вспоминает: «Нас поселили в один из местных бараков. Там стояли печки-буржуйки, нам выдали койки и постельное бельё, три раза в день водили в столовую. Весь декабрь 1944 года и январь 1945 года пребывало пополнение со всего побережья Приморского края, начиная с бухты Светлая до Зарубино.

Как вспоминает Виктор ЩЕРБАТЮК, он был принят в школу юнг осенью 1946 года. «Строгие требования предъявлялись к юнгам. В течение 1946 года отчислили из школы 120 человек в основном из-за нарушения дисциплины, не соблюдение установленных в школе правил, драки, кражи и прочее. 40 ребят были не в силах освоить программу обучения. Не смогли адаптироваться в наших условиях ребята, приехавшие из Шанхая на пароходе «Гоголь», 23 человека — сыновья русских эмигрантов. Удержались только двое: Михаил ЗОРИН и Анатолий ЧЕРНИКОВ. Они благополучно закончили мореходную школу юнг в 1949 году. Дедовщины в школе юнг никогда не было. Старшие парни оберегали пацанов, как младших братьев. И никаких пьянок, наркотиков. Да они тогда понятия не имели, что это такое! Не смотря на все тяготы жизни и учебы, ребята не бросали в школу. Они понимали, что полученная здесь профессия, даёт им, как говорили раньше, путёвку в жизнь. Они проходили практику на плавбазах и краболовах «Всеволод Сибирцев», «Менжинский», «Чернышевский», «Алма-Ата»».

Аналогичная школа юнг была, в это же время, открыта в Комсомольске-на-Амуре. Государство нашло средства содержать школы юнг на полном государственном обеспечении. Из воспоминаний бывших юнг: что они узнали из объявления в газете «Красное знамя» о наборе мальчишек в рыбопромысловую в школу в посёлке Рыбстрой в бухте Находка и возможности получения специальности машинистов, мотористов, шкиперов на полном государственном обеспечении.

Матери с тревогой в сердце и слезами на глазах отправляли своих сыновей на учебу в не известный посёлок Находка, беспокойство за него, не будет ли он там обижен. Приехать и проведать своего сына, такой возможности у матерей не было. В походную котомку укладывалась одежда, бельё, хлеб, еда. Обычно на учёбу отправлялись вдвоём или втроём, так как это было безопаснее и надёжнее.

Ребята со всего Дальнего Востока и даже из дальних краев, областей страны, приезжали на поступление в школу юнг. Обычно доезжали на поезде до конечной станции «Каменка» и потом пешком вдоль бухты, по пыльной дороге, через распадки и доходили до посёлка Рыбстрой.

Знакомясь с воспоминаниями бывших юнг, понимаешь, какие они испытывали чувства при экзаменовках на приёмной комиссии. Следует отметить, что члены приёмной комиссии при собеседовании, написании контрольных работ, не ставили задачу отсеять абитуриентов. Для них было главное, что подросток имеет желание учиться, получить специальность и быть полезным работником.

Созданная в предпоследний год Великой Отечественной войны школа взяла под свое крыло подростков, чьё детство затронула беда, обрушившаяся на страну. Среди юнг были сироты, оставшиеся в военное лихолетье без семьи, ребята, чьи отцы погибли на фронте, мальчишки из приморских посёлков, уже познавшие рыбацкий труд. Всех их школа юнг обучала морским профессиям, воспитывала, по мере возможности одевала, кормила. Многие из них, получив начальное профессиональное образование, продолжили свое образование в высших учебных заведениях и стали отличными производственниками, известными капитанами, механиками, заслуженными руководителями рыбопромыслового флота.

Из воспоминаний бывшего юнги Григория РАЗГОНОВА: «Родился я в посёлке Тафуин в 1934 году. В 1939 году семья выехала в Павлодарскую область. На следующий год умерла мама, а в 1941 году отец ушёл на фронт и погиб. Мы, дети, вчетвером остались одни. О своём раннем детстве знаю со слов тёти, которая воспитала нас. В 1943 году она приехала в северный Казахстан и забрала нас к себе, в Находку. Здесь я пошёл во второй класс, жил у старшей сестры в районе Автобазы. Осенью 1946 года увидел знакомых ребят в морской форме. Они рассказали, что в посёлке «Рыбстрой» есть школа юнг, и я могу туда поступить, так как идёт дополнительный набор на судоводителей судов до 20 регистровых тонн. На следующий день с ними пришёл в школу, хотя не надеялся, что возьмут, ведь мне было всего 12 лет. В кабинете начальника школы, где находились, вероятно, члены приёмной комиссии, я предъявил документы, в их числе справку что являюсь сиротой. Бегло поочередно ознакомившись с моим «досье», мне предложили выйти и подождать в коридоре. Прошло не менее получаса, я уже собирался уходить, как дверь открылась и меня пригласили вновь в кабинет. Я узнал, что принят и зачислен в четвертую роту, во вновь набранный взвод. Меня отвели к старшине роты, выдали постельное бельё, определи кровать. Для меня началась новая жизнь. Я оказался самым младшим среди юнг.

Сейчас вспоминаются члены приёмной комиссия, которые проявили участие к моей судьбе. Большое им спасибо! Трудно представить, как бы сложилась моя жизнь, не окажись на моём пути эти отзывчивые, душевные люди и, в первую очередь, начальник мореходной школы юнг Иван Иванович ГАМЗИН, его заместитель по учебной работе Николай Иосифович ГЛАДКИХ командир роты Иван Иванович СУХИХ.

Из воспоминаний юнги Олега ВИШНЕВСКОГО: «Осенью 1945 года в бухту Находка завели и поставили на якоря, вблизи школы юнг, у причала красивую, с зелёным корпусом, трёхмачтовую, с белой настройкой шхуну. На борту в носовой части белой краской было выведено: «Росинанте». Вероятно, шхуну привели к её последнему пристанищу, как наглядное пособие. На судне не было никакой вахты или просто охраны и её постепенно стали разбирать. В итоге, за зиму 1945-1946 годов юнги постепенно разобрали шхуну на дрова, для отопления жилых помещений. Когда весной бухта очистилась ото льда, по остову и торчащим из воды шпангоутам можно было только угадывать о стоящем здесь когда-то красавце.

В 1963-1964 годах я работал столяром в деревообрабатывающем цехе Приморского судоремонтного завода. Руководство Приморского СРЗ приобрело второй плавучий док для докового ремонта судов. Для погружения дока необходимо было сделать глубокую яму. В июле месяце 1964 года в бухте, чуть дальше от слипа завода, работал плавучий кран ПК-30, который вытащил остов шхуны «Росинанте», пролежавшей 19 лет на дне. Из щелей, иллюминаторов выскакивали морские обитатели — осьминоги, как большие, так и маленькие. За этим зрелищем наблюдали сотни заводских рабочих. Остатки шхуны были погружены на баржу и утилизированы в море за Лисьим островом.

Посёлок «Рыбстрой» в начале 40-х годов XX века, который находился в самом конце бухты Находка, в Малом распадке, представлял барачного типа строения, где находилась воинская часть и школа Фабрично-заводского обучения (ФЗО), в которой готовили рабочих по металло- и деревообработке. Ни школа юнг, ни школа ФЗО никакого своего движимого или недвижимого имущества не имели. Поэтому было принято решение о передаче в аренду мореходной школе от ЖКУ «Новостройки ГПРП» ряд построек; механическую и деревообрабатывающую мастерские, жилые и учебные бараки, электростанцию, баню с прачечной и другие объекты.

В распоряжении школы юнг был свой учебный флот: три мотобота типа «Кавасаки» и рыболовный сейнер. Эти суда предназначались для практики, но по своим возможностям они не могли в полной мере удовлетворять нужды учебных программ. Поэтому часто суда использовались для перевозки различных грузов по заявкам предприятий. В 1948 году из порта Любава в распоряжение Находкинской школы юнг, пришла трёхмачтовая парусно-моторная шхуна-баркентина «Юнга». С мая 1948 года на борту «Юнги» стали проходить морскую плавательную практику группы будущих судоводителей и механиков. Капитаном шхуны-баркентине «Юнга» был Элизбар ЛИТВИНОВ, старшим помощником Николай МУРАВЬЕВ, радистом Алексей ЧЕРНОВОЛ, боцманом Сергей НАУМКИН, Иван ГРОХОТОВ.

Торжественные демонстрации праздников 1 мая, 7 ноября в те годы проходили на площади (сегодня Центральная площадь). В то время она была отсыпана морским камнем. В составе прохождение колонны обязательное участие принимали курсанты школы юнг, в парадной форме, которые открывали парад. Доставка нескольких рот курсантов в парадной форме производилось на баркентине «Юнга», которая швартовалась к одному из причалов торгового порта.

Долгие годы шхуна-баркентина «Юнга» помогала будущим судоводителям, механикам в прохождении практики и получения практических знаний и навыков своей будущей морской профессии. Время эксплуатации неумолимо износило корпус и механизмы «Юнги» и она была списана из реестра учёта судов в 1964 году, а её корпус использовался в качестве причала на Приморском судоремонтном заводе для швартовки пассажирских катеров и перевозке пассажиров по бухте, заливу Находка. Продолжила вахту обучения будущих судоводителей, механиков шхуна «Секстан». В 1975 году она была также утилизирована.

Мореходная школа юнг и ФЗО, связанные единым балансом, испытывали недостаток финансовых средств. Как учебные, так и жилые корпуса были ветхими, с низкими потолками, узкими и холодными коридорами. Школа юнг располагала одним учебным корпусом с девятью классами, ФЗО имела три учебных класса. Занятия проходили в две смены и часто занятия второй смены продолжались до 21-22 часов, что, в конечном счёте, сказывалось на усвоении материала.

В 1949 году ФЗО переехало в построенное новое трехэтажное здание РУ-13 на остановки Тихоокеанская с комплексом мастерских, лабораторий для обучения рабочим профессиям: судокорпусник, слесарь-монтажник, сварщик, электромонтажник, станочники по металлообработке. C 20 июня 1964 года оно было переименовано в ГПТУ-14 и продолжило выпускать специалистов рабочих профессий для судоремонтных заводов, портов, строек. Долгие годы с 23.08.1977 по 1.08.2014 годы возглавлял учебное учреждение Владислав КОВАЛЕНКО, заслуженный учитель Российской Федерации. Сегодня это учреждение — филиал Владивостокского Морского Государственного Университета имени Г. Невельского.

В 1951 году Рыбопромысловая школа юнг была переименована в Рыбопромысловую мореходную школу и получила права выпускать штурманов малого плавания и механиков-дизелистов. С этого момента она поступила в подчинение Управления учебными заведениями Министерства рыбной промышленности СССР.

1 января 1952 года Находкинская Рыбопромысловая мореходная школа СССР была выведена из состава Рыбопромысловых школ юнг страны. Все выпускники школы юнг, изменившей в 1951 году свой статус на рыбопромысловую мореходную школу были востребованы на предприятиях рыбной промышленности Находки и Приморского края. Получив в дальнейшем дополнительное образование, многие годы работали на судах различного типа во всех уголках Мирового океана, добыли со своими экипажами миллионы тонн рыбы. Выпускники рыбопромысловой Мореходной школы создали кадровую основу рыбопромыслового флота Дальнего Востока в послевоенный период.

В 1956 году в Находкинской рыбопромысловой мореходной школы был сделан последний выпуск штурманов малого плавания и механиком-дизелистов III разряда. В этом же году, на основании приказа № 276 от 18 октября 1956 года Министерства рыбного хозяйства (МРХ) СССР произошли коренные изменения среди ведомственных учебных заведений Дальнего Востока.

Владивостокский рыбопромышленный техникум, раннее преобразованный в Дальневосточное мореходное училище (ДВМУ), переводился в город Находку и размещался в здании строящейся гостиницы. В это же время Находкинская рыбопромысловая мореходная школа и рыбопромысловая мореходная школа Комсомольска-на-Амуре объединялась с Дальневосточным мореходным училищем, образовав, таким образом, единое, специализированное морское учебное заведение: Дальневосточное мореходное училище. Руководить им было поручено капитану первого ранга в отставке Алексею ВИТЧЕНКО. Находкинская Рыбопромысловая мореходная школа, выполнив поставленные перед ней задачи, прекратила свое существование.

За время своей работы Рыбопромысловая мореходная школа юнг (1944-1951 годы), затем – Рыбопромысловая мореходная школа (1951-1956 годы) подготовила 1288 специалистов для рыбопромыслового флота Дальнего Востока.

В рыбопромысловой школе юнг, рыбопромысловой мореходной школе всегда был сильный состав воспитателей и преподавателей. Среди преподавателей особой любовью пользовался Пётр ИГНАТЕНКО. Он читал «Морское дело». Капитан дальнего плавания, ходивший ещё до советской власти на парусных судах. Пётр Моисеевич очень аккуратно изображал на доске парусник с полным вооружением (рангоут, такелаж, паруса). Показывал, как сращивать растительные и стальные тросы, вязать морские узлы, каждый из которых имел свое название и назначение на судне и не только.

Навигацию и лоцию, а также теорию и устройства корабля, морскую практику и морское право преподавал Алексей БАКЛАЙ. Он довольно кратко и ясно, без лишних слов излагал под запись программный материал. Промышленное рыболовство и ихтиологию преподавал Иосиф МЕДВЕДЬ.

Химию и ботанику преподавал Николай ГЛАДКИХ, заведующий учебной частью школы. Уроки истории преподавала Нина КАЩЕНКО. Учителем математики была Нина СИДОРЕНКО. Игнатий ВОДНЕВ, кандидат технических наук, читал лекции по судовым механизмам и электротехники. Николай АШИХМАН отлично владел графикой, удивляя чёткими изображениями чертежей на доске. Клавдия БОЧКАРЕВА увлеченно и с большим интересом преподавала русский язык и литературу. Когда она читала стихи, весь класс замирал и был слышен только её проникновенный, волнующий голос. Английский язык преподавала Б.М. ФРИЗОВАТОВА. Она стремилась к тому, чтобы курсанты расширили границы применения этого языка в чтении английских карт и лекций.

Уроки физкультуры вел 30-летний преподаватель Илья КАРАБАНОВ, окончившим кратковременные курсы физруков. Спортивного телосложения, подвижный, он стремился подтянуть «слабаков» до определенного уровня, ребят посильнее привлекал в секции. Особой популярностью пользовалась секция борьбы.

Астрономию и навигацию преподавал Виктор ФИЛАТОВ, капитан дальнего плавания. Зная, каким должен быть флотский специалист, какая на судоводителе лежит ответственность, он проявлял к будущим штурманам особую требовательность. Морской практике обучал Элизбар ЛИТВИНОВ, имеющий морское образование и практику работы капитаном. Он втолковывал принципы управления судном в различных ситуациях, методы борьбы за живучесть и способы маневрирования при встрече в море с другими судами. Курсантами трудно усваивались «Правила предупреждения судов», так как их положения необходимо было знать безукоризненно, заучивать слово в слово.

Дмитрий КОЖЕНОВСКИЙ преподавал механикам работу двигателей внутреннего сгорания, механизмов машинного отделения. Работой местного медпункта в школе юнг заведовала Софья СИВАКОВА. При школе юнг был прекрасный духовой оркестр, который принимал участие во всех торжественных мероприятиях посёлка Находка. Руководил им капельмейстер Мезенцев.

При реорганизации преподавателям, воспитателям мореходной школы была предоставлена возможность работать Дальневосточном Мореходном училище по своей специальности в новых, более комфортных условиях. Многие перешли работать в новое учебное заведение.

Родина высоко оценила нелёгкий труд рыбаков, китобоев, бывших курсантов школы юнг. Два бывших курсанта школы получили высшую трудовую награду Родины — Героя социалистического труда с вручением ордена Ленина и «Золотой медали «Серп и молот»:

— Юрий СЕРГЕЕВ – капитан-директор китобойной флотилии «Советская Россия»,

Владимир КОНОВАЛОВ всю свою сознательную жизнь отработал в «1ом сейнерном» в поселке. Зарубино.

Орденами Ленина, «Трудового Красного Знамени» были удостоены капитан-директора БАМР — Николай БОРИСЕНКО , Василий Иванович.

Орденами Ленина были награждены капитан-директора БАМР:

Иван МАСЛОВЕЦ Иван, Борис КАЙГОРОДОВ, Александр ТУПИЦА.

Орденами «Трудового Красного Знамени» награждены капитан-директора БАМР: Николай ГУНИК, Николай КАРТАШОВ.

Виталий КОНОНЕЦ – капитан «Преображенской Базы Тралового флота» был награжден двумя орденами «Трудового Красного Знамени».

В 1992 году, судну пришедшему из новостроя в Преображенскую БТФ, было присвоено его имя СРТ «Капитан Кононец».

Орденом «Знак почёта» был отмечен Юрий МЕЛЬНИКОВ, капитан-директор БАМР. Орден «Дружбы народов» был награжден Алексей АРТЕМЕНКО, старший механик БАМР.

При написании статьи были использованы материалы-воспоминания бывших курсантов морской школы юнг, мои личные воспоминания. Особая благодарность, в сохранении исторического наследия города Находки: Щербатюк Виктору Павловичу, Мельникову Юрию Денисовичу, Сергееву Юрию Георгиевичу, Черникову Валерию Владимировичу, Черновол Анатолию Алексеевичу, Ежилову Валерию Ивановичу. Неоценимый вклад в поисках архивных материалов внесла действительный член Русского географического общества, член клуба «Находкинский родовед» Людмила ЭЛЬСВАИД. Спасибо вам и низкий поклон.

Шамиль ВАХИТОВ,

член РГО, ветеран труда, комсомола,

старожил города

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.