«Круинги» тоскуют по лёгкой жизни

Пожалуй, еще с начала появления в России круинговых компаний, нанимающих экипажи на суда российских и иностранных судовладельцев, стало появляться множество проблем. От таких, как невыплата морякам зарплаты и оставление их на берегах зарубежья без средств к существованию и возможности депортации, до серьезных трагедий со смертельными случаями, когда родственники годами не могут получить компенсацию за потерю кормильца.

 Не хотим  сказать, что в этих бедах моряков виноваты круинговые компании. В первую очередь,  это недобросовестные судовладельцы, которых и распознать-то с первого знакомства практически невозможно. Да и не требовало этого российское законодательство. Компания выполнила перед моряком свои обязательства – трудоустроила, перед судовладельцем – сформировала экипажи. Ну а дальнейшая судьба этих экипажей ее уже как бы и не волнует.

Но такое положение никак не устраивало ни Международную федерацию транспортных рабочих (МФТР), ни Российский профсоюз моряков (РПСМ), который является членом МФТР. Уж слишком много появилось судов, под каким-нибудь монгольским флагом, на которых моряки и понятия не имели, что такое коллективный договор, соответствующий международным нормам. РПСМ вел долгие переговоры с правительством России, прежде чем в прошлом году было принято постановление № 322 от 11.05.2010 с изменениями и дополнениями к «Положению о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ».

 Среди многих пунктов этих изменений и дополнений, направленных на улучшение работы моряков за рубежом, есть и такой: «Согласно (п. 5 е) с лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей являются: обеспечение лицензиатом соответствия трудового договора, заключаемого между моряком и иностранным работодателем или судовладельцем, нормам международных правовых актов, законодательству государства, под флагом которого плавает судно, и коллективным договорам».

Иными словами, судовладельцы, с которыми круинговые компании заключают договоры на формирование экипажей, обязаны теперь иметь и коллективный договор. Иначе круинговая компания может лишиться и лицензии. Тем более что управление федеральной миграционной службы по Приморскому краю третьего марта этого года заключило соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между РПСМ в лице его Дальневосточной региональной организации (ДВРО) и Тихоокеанской региональной организации (ТРО) по вопросу о регулировании деятельности по трудоустройству российских моряков на работу в качестве членов экипажей иностранных морских судов. И 11-го  марта уведомило об этом руководителей круинговых компаний Приморья, где сообщалось о предстоящих проверках, подчеркивалась необходимость просветить иностранных работодателей об изменении российского законодательства и необходимости подписания коллективного договора.

Некоторые круинговые компании восприняли это как покушение на их свободную (от  ответственности) деятельность. Надо что-то делать. Но не на В. Путина же жаловаться, который подписал постановление правительства. Да и с УФМС ссориться как-то не с руки, если не сказать опасно. И козлом отпущения стал…председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов! Его вызвали в прокуратуру и показали обращение некоего С.Е.Логинова, которого он раньше никогда и не знал. «Обвиняется» Российский профсоюз моряков в том, что ПРИНУЖДАЕТ иностранных судовладельцев к ПОДПИСАНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА Международной федерации транспортных рабочих.

— Подписание коллективного договора с иностранным судовладельцем, а не с круингом, есть основное требование РПСМ. После подписания такого соглашения круинг  на законном основании отправляет российских моряков к этому иностранному судовладельцу, который несет полную ответственность за моряков, — говорит Николай Михайлович. — Отправка же моряков без такого договора в дальнейшем влечет к полной незащищенности моряка.

Можно, конечно, понять руководителей круинговых компаний. Их только в Находке 17. Обидишь ненароком иностранного судовладельца каким-то письмом об изменении российского законодательства, он и порвет с тобой отношения. Сразу оговоримся, что относится это не ко всем круиговым компаниям – есть такие, у которых вообще никогда не возникало таких вопросов, как, например, коллективный договор экипажа, соответствующий международным нормам (PRISCO, Primtanco, Fortuna Tankers и др.).

Дело в другом. Пока Николай Суханов пишет в прокуратуру никому не нужные объяснения (потому что несостоятельны обвинения), рассказывая прокурору все то, о чем мы говорили выше, в рейс наверняка выходит очередное судно под иностранным флагом, моряки которого не защищены ни российским, ни международным законодательством. Иными словами, идут в неизвестность.

Владимир ТАРУСИН

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.