«Океан» распахнул двери

Фирменный магазин после длительного капитального ремонта и реконструкции вновь распахнул двери для своих покупателей.

Это торговое предприятие всегда было визитной карточкой Находки. Сюда любили приходить не только жители нашего морского города, но и покупатели со всех окрестностей. Не обходили его вниманием и гости города. Здесь всегда можно было купить свеженький балычок лососевых рыб, любимую многими солянку из кальмара и морской капусты, пресервы, морские копчёности, кулинарию и многое другое из разряда рыбной гастрономии. Магазин отличался богатым ассортиментом морепродуктов, высоким сервисом обслуживания и привлекательными ценами. Но пришёл период, когда рыбная отрасль переживала серьёзные экономические трудности. Многие фирменные рыбные магазины закрывались либо меняли свой профиль. Наш «Океан» держался до последнего. И устоял.

Несколько лет назад магазин приобрела в собственность находкинская компания ООО «Дары моря», которая постаралась сохранить его профиль и коллектив, поддерживать прежний ассортимент морепродуктов. Хотя давалось это ценою больших трудов и усилий. Три года назад впервые за многие годы заговорили о возрождении фирменных рыбных магазинов «Океан» на всей территории России.

— Для нас эта идея стала палочкой-выручалочкой, – рассказывает директор ООО «Дары мора» Минас Тепикян. – Присутствуя на одной из конференций рыбопромышленников во Владивостоке, я рассказал о нашем магазине и о том, что примерно 85 процентов его ассортимента составляют морепродукты. Но чтобы возродить «Океан», необходима финансовая помощь из краевого бюджета. Тогда меня поддержали представители департамента рыбного хозяйства Приморского края. Но прошло около двух лет, а помощи так и не дождались. А хотелось только одного — чтобы продукция, добытая рыбаками тяжелейшим трудом, с помощью нашего торгового учреждения была доступной всем слоям населения. На протяжении многих лет занимаемся отправкой рыбопродукции в западные регионы крупными оптовыми партиями, по 25-30 тонн. Это одно из основных направлений работы компании. И не в наших интересах везти в Москву за восемь тысяч километров тот же кальмар и нести при этом немалые расходы за услуги железной дороги, чтобы потом сдавать его столичным оптовикам по той же цене, по которой он реализуется в Находке. Всегда был уверен, что, набавляя мизерную торговую наценку, большую часть морепродуктов необходимо продавать именно в Находке.

Эта мысль всё время не давала покоя Минасу Тепикяну. Сложившуюся годами ситуацию хотелось круто изменить. Взяв большой кредит в одном из банков, Минас Матвеевич вместе со своей командой стал выводить магазин «Океан» на новый уровень обслуживания населения. С учётом современных требований торговли в течение последних лет провели капитальный ремонт. Закупили и смонтировали современное оборудование по реализации охлаждённой и парной рыбы.

Пошли на дополнительные издержки и приобрели машину по разделке крупной рыбы. К примеру, вес тушки чавычи или кижуча колеблется от трёх до девяти килограммов, и далеко не каждый покупатель может приобрести её целиком. А теперь она будет продаваться разными по весу кусками, а головы, хвосты и плавники предложат уже в виде суповых наборов. По идее, эти вопросы должны решать добытчики морепродуктов, а не магазины. Но промышленное рыболовство по многим параметрам, к сожалению, ещё не готово к требованиям современной торговли, в том числе и мелкой фасовке. К примеру, Находкинская БАМР в море изготавливает на современном технологическом оборудовании фарш и филе, которые пользуются большим спросом и на международном рынке. Но эта продукция фасуется пластами по семь килограммов из расчёта на крупных оптовиков. А пойманная рыба, как и сорок лет назад, реализуется мешками по 22 килограмма.

На основную группу товаров, относящихся к так называемой столовой рыбе (камбала, навага, сельдь, минтай и горбуша) хозяева «Океана» намерены держать цены как можно ниже, чтобы она оставалась доступной населению. Для этого предприниматели полностью отказались от посредников и заключили прямые договора поставок с местными рыбодобывающими предприятиями – ОАО «Находкинская БАМР», ОАО «Южморрыбфлот», рыболовецкими колхозами «Тихий океан» и «Красный труженик», рыбокомбинатом «Островной». Через магазин «Океан» планируется реализовывать в день от одной до полутора тонн морепродукции разных наименований по ценам процентов на 10-15 ниже, чем в других магазинах города. А в иных случаях и того больше. К примеру, если сегодня свежемороженая горбуша в торговом доме «Купеческий» продаётся по 130 рублей за кг, то в «Океане» она в два раза дешевле. Бросаются в глаза и другие цены. В частности, свежемороженая сельдь продаётся от 40 до 55 рублей за кг, навага – от 35 до 65, фарш минтая – по 45, терпуг приморский – по 55 рублей за килограмм, морская капуста – по 30 руб., тушка кальмара – 65 руб.

В нынешнем году ООО «Дары моря» взяло инвестиционный кредит с рассрочкой выплаты на десять лет и заключило с ОАО «Находкинская БАМР» договор на приобретение в собственность комбината рыбной гастрономии. Последние четыре года он простоял в законсервированном виде. Сегодня здесь формируется штат сотрудников из прежних специалистов – технологов, мастеров рыбопереработки и кулинарного дела. Технологическое оборудование комбината, по словам Минаса Тепикяна, находится в исправном виде и давно ждёт рабочих рук. Вводить комбинат в эксплуатацию намерены поэтапно. В феврале будущего года планируется запустить цех по выпуску обесшкуренного кальмара. Спустя несколько месяцев – цех по разделке свежемороженой рыбы, а также филе и фарша. А в ближайшей перспективе – включить в работу и подразделение по изготовлению солянки из морской капусты и кальмара, других кулинарных изделий, рыбы горячего и холодного копчения, икры, паштетов, горчицы, рыбных гамбургеров и капитанских палочек и прочей вкуснятины…

Комбинат будет выполнять задачи не только по глубокой переработке морепродуктов, но и хранению свежемороженой продукции. ООО «Дары моря» намерено закладывать для вновь открывающегося рыбоперерабатывающего предприятия свежемороженую морепродукцию про запас, естественно, с учётом сроков хранения, тем самым защищая своих покупателей от ценового произвола. Для этих целей оно располагает двумя холодильниками ёмкостью по 500 тонн каждый, расположенными на территории комбината рыбной гастрономии. В 2011 году кальмар в рознице продавался по 125 рублей за килограмм. Это была очень высокая цена. В уходящем году отечественным промышленникам удалось освоить основную часть квот по добыче головоногого моллюска, поэтому цена на него сложилась значительно ниже. К примеру, ООО «Дары моря» закупило в БАМРе большую партию кальмара «нового урожая» по 55 рублей за кг. Уже сегодня покупатели с опаской ожидают инфляции в наступающем году. В «Океане» заверили, что цена на кальмар будет до апреля не выше, чем по 65 рублей за килограмм.

— Уверен, наш проект состоится, потому что он направлен на обеспечение морепродуктами прежде всего средних и малообеспеченных слоёв населения, — говорит Минас Матвеевич. — Рассчитываем и на то, что в Находке живут в основном семьи рыбаков, которые обладают высокой культурой потребления морепродуктов: многие сами солят селёдку, красную рыбу, готовят различные блюда из разряда рыбной кулинарии… Местные жители в отличие от населения западных регионов неплохо разбираются в рыбе. И если в западных регионах сегодня высоким спросом пользуется, прежде всего, крупный минтай, то приморцы больше ценят мелкий, потому что он сочнее, а значит, и вкуснее. Помнится, в конце прошлого века с большим трудом рыбаки-дальневосточники продвигали на западный рынок России кальмар. Находкинская БАМР в 80-х годах только начинала осваивать промысел моллюска, и россияне чаще всего ещё не знали, что делать с этим «чудищем». Сегодня только наша небольшая компания поставляет в западные регионы от 6 до 6,5 тысячи тонн кальмара ежегодно.

По статистике, из 3,8 млн тонн даров моря, вылавливаемых российским флотом, примерно 80 % объёма приходится на моря дальневосточного региона, и 70 % наименований продукции производится на добывающем флоте и береговых перерабатывающих комплексах дальневосточных предприятий. У наших рыбопромышленников имеется огромный производственный потенциал. Но абсолютное большинство из них десятилетиями не могут перейти на мелкую расфасовку. А ведь требования торговли и покупательский спрос изменились. Возможно, поэтому некоторые предприятия порой испытывают определённые трудности со сбытом своей продукции, или приходится незаслуженно снижать её цену. Фирменный магазин «Океан» первым из находкинских торговых учреждений приступил к решению этих проблем. Пожелаем ему удачи.

Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.