Так как телефон сегодня есть у каждого и в каждой квартире, то телефонные мошенники обязательно постараются этим воспользоваться, и если вы еще не стали жертвой подобного рода аферы, то настоятельно советуем вам изучить возможные схемы. Вероятность того, что скоро и в вашу трубку «постучат» телефонные мошенники, очень высока.
С этими схемами не понаслышке знаком оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции старший лейтенант полиции Максим ЛЫСЦОВ.
— Максим Вадимович, на какие уловки телефонных мошенников попадаются горожане в последнее время?
— Способов много. Я познакомлю вас с самыми распространенными, а уже на базе этой информации можно будет легко избежать аферистов и их комбинаций.
Одна из самых излюбленных мошеннических уловок: «Мама, спасай, я сбил (убил) человека». Прием часто используется, и многие уже стали его жертвой, несмотря на то, что о нем не раз говорилось в электронных и печатных СМИ. Тут все построено на психологии. Вам звонят, вы берете трубку и слышите: «Мама (папа), спасай, я сбил человека (покалечил в пьяной драке), говорю с телефона следователя (гаишника, опера), передаю трубку ему». А дальше с вами говорит якобы представитель силовых структур. Он рассказывает вам про нехорошую историю, в которую влипло ваше чадо. Но пока нет никого из руководства, говорит «следователь», можно договориться. Но времени катастрофически мало, так как сына скоро увезут, и дело невозможно будет замять. Поступает предложение: к вам в течение 15 минут подъедет человек, которому вы передадите некоторую сумму. Или (как вариант) предлагают перечислить деньги на определенный номер банковского счета либо банковской карты. И ребенок может идти домой. Казалось бы, если говорит не твой сын (дочь), то зачем же платить. Но, повторюсь, тут психология. Если в трубке звучит растерянный плачущий голос и молит вас о помощи, включается материнский инстинкт. А если еще вам позвонят часа в два ночи и прокричат это вам, еще не проснувшемуся, успех гарантирован. Жертвой схемы стал не один здравомыслящий человек.
Что делать? Даже если вас стараются поставить в жесткие временные рамки, позвоните своему чаду, спросите, как у него идут дела. Звонок займет одну — единственную минуту, которая ничего не решит. Зато успокоитесь и сохраните свои деньги в целости и сохранности.
Продолжают попадаться на удочку мошенников и те, кому поступают телефонные сообщения о проблеме с банковской картой.
Схема же «развода» хоть и нова — довольно проста. Мошенники присылают на ваш телефон sms с мобильных номеров с информацией о блокировке карты, окончании срока действия карты, необходимости изменения ПИН-кода и др., а также с просьбой перезвонить на номер мобильного телефона, с которого было отправлено sms, или на номер, указанный в тексте сообщения. Мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка. Перезвонившим на указанные номера они предлагают для разблокировки карты, продления ее срока действия и т.п. подойти к терминалу самообслуживания (или следовать автоматическим инструкциям по телефону) и провести определенные операции. Держатель карты, введенный в заблуждение, осуществляет тем самым перевод денежных средств со счета своей карты на счета мобильных телефонов злоумышленников. Совершается обычная операция пополнения счета, поэтому возврат средств на счет карты невозможен ни в рамках претензионной работы, ни путем обращения к оператору сотовой связи, так как злоумышленники, используя сервисы, предоставляемые операторами сотовой связи, мгновенно переводят поступившие денежные средства в оплату различных услуг, либо на электронные кошельки, предлагаемые виртуальными платежными системами других регионов России.
— С развитием Интернета и появлением «виртуальных магазинов» стало возможным заказывать товары по почте с персонального компьютера. Не расширилось ли в этой связи поле для махинаций с пластиковыми карточками?
— Расширилось, и значительно. Дело в том, что для оплаты заказанного товара достаточно указать реквизиты карточки. Следовательно, любая информация о карточке для владельца может обернуться невосполнимыми потерями. А способов выманивания реквизитов карточек у владельцев — великое множество.
И самый популярный — копирование данных с обеих сторон карты, включая информацию о владельце карты (эти данные вы можете получить в электронных магазинах, которые хранят такие записи в качестве подтверждения платежа, а также оттиски карт, которые обычные магазины оставляют на так называемых чеках-«слипах»).
В этом случае совет один: старайтесь не давать карту посторонним людям, но, если это невозможно (например, в магазинах, автозаправках, кафе и т.д.), ни в коем случае не выпускайте ее из виду.