ТОЛЬКО спустя несколько месяцев Сергей Михайлович Першиков невзначай вспомнил, что в нынешнем году, оказывается, стукнуло ровно сорок лет, как он бороздит на рыбацких судах моря и океаны. День за днём, рейс за рейсом, берег-море, работа-дом… пролетела большая часть его жизни.
— В сентябре на РТМС «Астроном» выходим снова на лемонему в японскую зону. Думаю, что на этом мои походы в моря закончатся. Два года как на пенсии, наверное, пора уже и отдохнуть. Купил в Голубовке свой дом со всеми услугами, развёл кур, есть участок земли в 25 соток. Пока я в морях, жена в своё удовольствие выращивает на нем цветочки и ухаживает за газонами. Спишусь на берег, займёмся землёй по-серьёзному. А вообще моя стихия — что-нибудь мастерить, строить… На пенсии время для этого будет вполне достаточно. Дети взрослые: дочь работает заместителем директора аптеки, сын, кстати бесплатно, закончил факультет международных экономических отношений МГИМО и теперь работает в одной из московских логистических компаний. Самое время пожить для себя, — сказал старший механик БМРТ «Илья Коновалов» ОАО «Находкинская БАМР» Сергей Першиков.
Стать рыбаком, как признался он, никогда не мечтал. Закончив в Забайкалье среднюю школу, вдруг резко захотелось романтики — побороздить моря, посмотреть разные страны. В 1967 году поступил в Преображенскую мореходную школу, а спустя три года устроился на базу тралового флота 3-м механиком. На плавбазе «Армань» добрался пассажиром до СРТ «Анива», который работал на промысле в Охотском море.
— Как сейчас помню, стоял лютый февральский мороз, — рассказывает Сергей Михайлович, — когда мы прибыли в район добычи, море хорошо штормило. Вижу, к нашей плавбазе приближается издалека судёнышко, больше похожее на огромный кусок льда, чем на траулер. Когда оно подошло вплотную, его обледеневшая мачта еле-еле доставала до палубы плавбазы.
— Это и есть твоё судно, — сказал капитан-директор, — так что — удачи.
У меня перехватило дыхание. Почему-то вдруг резко стало страшно. Первое, что вырвалось из уст: не пойду.
— Что, струсил? — с некоторой издёвкой стали подначивать собравшиеся мужики. — Не бойся, не утонешь.
По штормтрапу, раскачиваемому свирепым ветром, новичок перебрался на СРТ и сразу же попал в окружение бородатых мужиков-рыбаков. Познакомились. Оказалось, судно уже около года находилось в рейсе. Экипаж — 16 человек. СРТ чем-то напоминал обычный рыболовный сейнер. На несколько дней он пришвартовался к берегу для предъявления Регистру, а потом снова отправился на полгода в Охотское море. Ловили минтай, терпуг, красный окунь, сдавали на плавбазу. Потом перешли в Анадырский залив на треску. В экипаже ни электрика, ни механика, эти обязанности пришлось выполнять 3-му механику Першикову.
— Со временем море стало моей родной стихией, — с искоркой в глазах говорит собеседник, — а первый рейс запомнился на всю жизнь. Возможно, потому, что хорошо сработали. Моя первая зарплата составила свыше одной тысячи рублей в месяц. По тем временам это были большие деньги, особенно для меня, считай, пацана. За рейс я мог купить «Жигули», которые стоили тогда пять тысяч, и ещё оставалось на жизнь. А самое главное — здесь получил своё первое «боевое крещение».
За пять лет хождения в моря Сергей Михайлович вырос до стармеха. Купили квартиру в Находке. Жена с детьми жила здесь, он работал в Преображении. В конце концов, ей надоело это неустройство, и Галина Николаевна сказала: «Хватит, ищи работу в городе». Попросился в БАМР переводом. Но такого ценного работника руководство ПБТФ терять не хотело, поэтому не дало разрешения на перевод. Был вынужден уволиться, виза закрылась. В БАМРе пришлось начинать со 2-го механика на РТМ «Агатовый», в течение семи лет вырос до стармеха. С тех пор вот уже три с лишним десятка лет ни на день не расстаётся с этим предприятием.
Здесь его друзья и всё до боли родное. А сколько за это время в его практике было разных судов и рейсов, уже точно не помнит. Зато с теплотой вспоминает два рейса подряд на РТМС «Сокольники», где экипаж возглавлял именитый бамровский капитан-директор Геннадий Миненков, запомнился рейс и на РТМС «Новоорск» во главе с капитан-директором Иваном Былковым. Ловили рыбу не только в Японском, Беринговом и Охотском морях, но и у берегов США, Новой Зеландии, Австралии, Чили, Аргентины…
За годы работы в БАМРе Сергей Першиков приобрёл большой авторитет и уважение среди рыбаков. Многие его знают лично, иные, приветствуя при встрече, попросту называют Михалычем. За добросовестный труд Першиков неоднократно становился победителем соцсоревнований, награждался почётными грамотами БАМРа, администрации и думы Находки, поощрялся денежными премиями, ему объявлялись благодарности. Имеет медаль «300 лет Российскому флоту», три года назад награждён Почётной грамотой губернатора Приморского края, а в феврале нынешнего года Сергею Михайловичу присвоено высокое звание «Заслуженный работник рыбного хозяйства России».
— В общем, за сорок лет работы около 30 из них я находился в морях, — подытоживает разговор Сергей Першиков. — Оглядываясь назад, хочу ещё раз сказать, что ни разу не пожалел о том, что всю свою жизнь посвятил рыбацкому делу. Море очень многому меня научило, особенно в отношениях между людьми. Когда всё время под тобой бездна, когда не раз и не два попадаешь в экстремальные обстоятельства, по-иному начинаешь ценить жизнь. У моря — своя академия. С другой стороны, пока ты в море, не нужно беспокоиться о еде, одежде, оплате за проезд и пр. За тебя это уже сделали другие. К хорошему очень быстро привыкаешь. Скажите: куда сегодня у большинства людей уходит основная часть доходов? В основном — на питание и одежду. А это значит, что на берегу я однозначно не мог бы скопить такую сумму денег, какую получаю по итогам рейса, чтобы сделать более или менее серьёзные покупки. Сегодня заработная плата рыбака такова, что купить за рейс автомашину может даже матрос. Для молодёжи, которая вынуждена начинать жизнь с нуля, море – хороший шанс устроить жизнь своей семьи, купить квартиру или дом.
Владимир Пантюхов НА СНИМКЕ: стармех Сергей Першиков