ПРИКАЗОМ руководителя федерального агентства морского и речного флота России (Росморречфлот) Александра Давыденко капитан морского порта Восточный Александр Кувшинов освобождён от занимаемой должности в связи с переводом на новую работу – капитаном морского порта Владивосток. Перед отъездом мы попросили его ответить на вопросы «НР».
— Александр Иванович, читатели газеты знают вас как неравнодушного и талантливого руководителя по многим публикациям в «НР». Как вы пришли в службу капитана порта?
— В своё время закончил судоводительский факультет ДВВИМУ им. Невельского. До августа 2004 года работал заместителем генерального директора по безопасности мореплавания ООО «Ленатранс». Службу капитана порта в то время возглавлял Николай Петрович Курицкий. Он-то и пригласил меня к себе заместителем курировать реализацию проектов по Козьмино. Пока я оформлялся, руководство сменилось. Проработал на новом месте чуть более полугода и был назначен капитаном морского порта Восточный.
— Какие функции выполняет эта служба?
— Главные задачи — организация торгового мореплавания в порту Восточном, обеспечение безопасности, эффективной эксплуатации портовых сооружений и объектов, содействие развитию портовой инфраструктуры, контроль за деятельностью стивидорных компаний, лоцманской службы и системой управления движением судов в акватории, обеспечение экологической безопасности в порту Восточном.
— За время вашего руководства что удалось изменить в организации работы, техническом перевооружении?
— Например, установили в порту датчики мониторинга и контроля погоды. Теперь мы имеем самые точные сведения не только в скорости и направлении ветра, но и прогноз погоды на ближайшие три-четыре часа. Новое оборудование зарегистрировано в Приморском гидрометцентре. Произошли серьёзные изменения и в структуре грузопотока. В частности, не стало перевалки круглого леса и пиломата. Компании, расположенные в порту Восточном, перешли на перевалку угля, и наше учреждение оказывает им всяческую помощь в организации работы с навалочными грузами.
Проведено серьёзное техническое перевооружение, в том числе закуплены лицензионные компьютерные программы, необходимое оборудование и серверы на сумму более чем 1 млн рублей. Некоторые изменения произошли и в работе администрации порта. Сегодня, к примеру, капитан порта отвечает уже не только за безопасность мореплавания в соответствии с Кодексом, но и за выполнение гражданского законодательства, как администратор занимается решением вопросов по снабжению, обеспечению кадрами и пр. Это как раз то, к чему капитаны морских портов стремились, можно сказать, со времён Петра Великого. По законодательству эти функции у них и раньше были, но формально.
— С вводом в эксплуатацию спецморнефтепорта в Козьмино, очевидно, изменились и задачи администрации морского порта Восточный?
— Сколько бы терминалов ни вводилось на нашей акватории, стратегия и направление морских администраций остаются прежними. Правда, во время строительства терминала нам прибавилось хлопот. Тем не менее оно было выполнено в обозначенные сроки. В апреле 2008 года на стройплощадке срубили первое дерево, а в декабре прошлого года от причала терминала ушёл первый танкер «Московский университет», взявший на борт 100 тысяч тонн сырой нефти. Кстати, на сегодня в Козьмино перевалено уже более 6 млн тонн нефти, обработано более 60 танкеров. С такими темпами годовое задание в 15 млн тонн будет выполнено досрочно.
И ещё один немаловажный момент. Во время строительства морской составляющей спецморнефтепорта в бухте Козьмино использовались только советские плавсредства 60-70-х годов постройки. При этом не было допущено ни одной аварии, грубых нарушений техники безопасности, повлекших травмы людей.
— Когда говорите о результатах порта Восточного, чувствуется вам жаль расставаться с коллективом, портом?
— Очень жаль. В Находке я родился и вырос как человек и руководитель. За годы работы в АМП сложились прекрасные отношения со стивидорными компаниями, многими руководителями предприятий. Я очень люблю Находку. Но приказы вышестоящего ведомства не обсуждают, их выполняют. С другой стороны, и во Владивостоке сегодня реализуются перспективные проекты, связанные с подготовкой к предстоящему саммиту стран АТР.
— Александр Иванович, с чем связываете ваш перевод во Владивосток и будут ли чем-то отличаться новые обязанности от прежних?
— 22 июня принимаю дела и с этого времени буду возглавлять службу капитана порта Владивостока. Наравне с этим мне поручено организовать в ближайшее время бассейновую администрацию морских портов Дальнего Востока. Для меня это новое дело, а новое — всегда интересно.
Что касается обязанностей, у капитана морского порта Владивостока, Восточного, Тикси, Посьета и прочих – одни и те же, за исключением каких-либо географических нюансов. Перевод связываю с новым делом. На базе Владивостокского морпорта в скором времени будет организована бассейновая администрация морских портов Дальнего Востока. Наконец-то будет установлена некогда утраченная вертикаль власти. Сегодня в дальневосточном регионе России насчитывается 32 порта, и в каждом из них есть своя администрация морского порта. Взять хотя бы такой момент. Чтобы разослать им различные распоряжения из Москвы, учитывая разницу во времени и некоторые сложности со связью, на это уходит немало времени и сил. Проще «слить» всю информацию капитану бассейновой администрации, а он, в свою очередь, уведомит остальных капитанов.
— Из того, что было в планах по АМП «Восточный», всё ли удалось реализовать?
— Не успел зарегистрировать ещё один филиал АМП «Восточный» — Зеленомысский, что в п. Черский (устье реки Колымы). Но в нынешнем году эта работа будет завершена новым капитаном порта Восточный. А вот Тиксинский уже работает. Мы первыми на Дальнем Востоке установили границы морского порта, пункт пропуска, составили реестр обязательных постановлений. Эти мероприятия выполнили и по порту Тикси.
— Среди судовладельцев есть мнение, что высокие портовые сборы в наших портах препятствуют увеличению судозаходов. Имеет ли право капитан порта влиять на их уменьшение либо увеличение?
— Портовые сборы – государственные деньги, и мы ими не распоряжаемся. Если вы знаете, портовые сборы состоят из корабельных, навигационных, якорных, маячных, ледокольных и др. И если за условную единицу взять один доллар, то эти сборы в совокупности составляют 21 цент. Это очень приемлемый тариф.
Напротив, в Китае они очень высокие, на одно судно в совокупности сборы составляют 11-13 тысяч долларов. Повлиять на их изменение в России капитан морского порта не может. Это исключительные полномочия Коллегии при Федеральной службе по тарифам. Что касается количества судозаходов, на мой взгляд, оно зависит не от величины портовых сборов, а от сервиса обслуживания агентскими и стивидорными компаниями.
Судовладельцев больше беспокоят не сами сборы, а проблема оперативного оформления судов. Пришёл сухогруз, его надо сразу ставить под загрузку-выгрузку, а уже потом параллельно заниматься оформлением. Мы и Росречфлот за такую схему обеими руками. Пока будет идти загрузка, можно полностью осмотреть судно и решить другие вопросы. Но российское законодательство не позволяет этого делать. Отсюда судоходные компании продолжают терять уйму драгоценного времени и денег.
— Давайте уйдём от производственных проблем. Ваше кредо?
— Подставлять плечо, но никогда не подставлять других. По натуре я альтруист, и мне всегда хочется помогать людям.
— Кто стал вашим преемником?
— Я сдал дела Андрею Семёновичу Городиштьяну. Некоторое время он работал заместителем по безопасности в Камчатском пароходстве, потом замгендиректора судоходной компании «Океанинтербизнес», а последнее время – капитаном порта Камчатского пароходства. Надеюсь, тот курс, который взял коллектив АМП «Восточный» при мне, Андрей Семёнович продолжит и дальше. Не говорю прощайте, но — до свидания. Впереди — создание бассейновой администрации, и наши пути ещё не раз будут пересекаться.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ