7 февраля в городской картинной галерее «Вернисаж» откроется выставка произведений находкинских мастеров кисти. Как сообщил заслуженный художник РФ председатель Находкинского отделения Союза художников России Виталий Лаханский, это будет своего рода творческий отчёт, который позволит отобрать лучшие работы, чтобы представить на предстоящей осенью текущего года Хl региональной выставке в Комсомольске-на-Амуре. Следующий этап — отбор картин на всероссийскую выставку.
В предстоящем вернисаже будет представлено порядка 70 работ 15 членов Союза художников России и нескольких авторов из творческого актива.
Александр Шалагин — один из тех, чьи произведения, хочется надеяться, внесут особую ноту в экспозицию. Он — график. Причём этот вид искусства увлекал его с ранних лет, когда на фоне «воздуха белого листа» изображаемый предмет виделся мальчишке, возможно, более выразительно, точно. А может быть, весомым оказалось слово одобрения первого учителя рисования Леонарда Николаевича Рязанова, который увидел что-то стоящее, зацепившее его в рисунках забайкальского паренька. С ним и поныне не утрачена связь.
Сейчас Александр Васильевич в том благодарном возрасте, когда уже улеглись в душе юношеские брожения, и о поездке на Камчатку, для чего брал академический отпуск в училище искусств, и о распределении позже на Чукотку, в посёлок Билибино, вспоминает с улыбкой. Хотя, конечно, полученные впечатления пригодились, и не единожды воспоминания и сделанные путевые зарисовки воплощались и воплощаются сейчас в картинах.
— Возможно, я бы остался в Сибири, где учился в Иркутском училище искусств, — рассказывает мой собеседник. — Но встреча с будущей женой Ниной, тоже художником, уроженкой Находки, заставила сделать крутой поворот. Я перевёлся во Владивостокское художественное училище (занимался в мастерской преподавателя Фернана Зинатулина), защитил диплом. В Находке мы живём с 1980 года.
Молодому художнику, если нет надёжного тыла со стороны обеспеченных родителей, приходится очень нелегко в материальном плане. А тут ещё в семье два художника. И маленький ребёнок. Нина Анатольевна устроилась и постоянно работает, причём очень успешно, во второй художественной школе. А главе семьи приходилось заниматься довольно длительное время оформительскими работами в тресте ДМГС, городском парке культуры и отдыха, рекламном агентстве, выполнять заказы Центральной библиотечной системы… Результаты потраченных усилий — стенды, информирующие о ходе соцсоревнований, призывы, плакаты, афиши — не приносили удовлетворения душе, но надо было кормить семью…
— Сейчас работаю в Музейно-выставочном центре г. Находка, должность звучит весьма презентабельно: заведующий художественной мастерской, — с улыбкой рассказывает Александр Васильевич, — но я в действительности тружусь один, занимаюсь реставрацией декораций детского музея, написанием афиш… Наверное, видели «Музей на роликах», «Два капитана» — причастен к их оформлению. Нравится творческая обстановка в коллективе. И то, что никто не требует скрупулёзного отчёта: где был, чем занимался… Здесь знают, что не подведу.
Даже в самые трудные годы, когда семья скиталась по съёмным квартирам, катастрофически не хватало денег, Александр находил время для творчества.
— Это трудно объяснить, но такой зуд иногда охватит, что невозможно бездействовать. Берёшь, что есть под рукой — бумагу, карандаш, — и изображаешь то, что зацепило, показалось необычным. Бывает, потом, со временем, беглая зарисовка, эскиз вдохновляют на большую работу, — делится Александр Васильевич.
Картины Шалагина имеют загадочную особенность: не просто дают возможность увидеть и полюбоваться, к примеру, пейзажем, натюрмортом, они рассказывают зрителю о том, что так дорого автору художественного полотна. Вот вроде бы обыкновенный сюжет: деревенская баня со всей нехитрой утварью, изображённой с достоверной подробностью, на пороге сидит женщина и вяжет веники. Но чудится терпкий запах недавно срезанных березовых веток, запах лета, угадывается настроение хозяйки, которой по душе эта работа, ведь банный день — небольшой праздник в семье, а без хорошего веника никак не обойтись…
Картина «Вечер в Находке». И вновь, казалось бы, что тут такого особенного? Букет неброских цветов, камбала на верёвочке и вид портальных кранов в окне. Однако взгляд невольно задерживается и возникает сразу море ассоциаций.
Художник как будто специально выбирает иногда для своих композиций неприметные пейзажи или сюжет. Вот заброшенная лодка или баржа на берегу моря и чайки на обломках судёнышка, когда-то уверенно рассекавшего волны. Веет грустью, задумываешься о скоротечности бытия…
«Осенний день» — произведение многоплановое. Верится, оно обязательно привлечёт внимание зрителей. Художнику удалось показать жизнь во всём её многообразии. Предстаёт панорама деревенской улицы: бревенчатые избы, мальчишки на улице самозабвенно гоняют мяч, мужики играют в шашки… Это то, что сразу бросается в глаза, а затем постепенно замечаешь великое множество деталей, которые повествуют о жизни селения, интересах его обитателей.
— Откуда у вас такая тяга к деревенской теме? — спросила художника.
— Истоки, наверное, дают о себе знать. А с возрастом всё чаще вспоминаешь то, что тебя окружало в детстве, юности. Начинаешь больше ценить настоящее. Немало колоритных людей было рядом в ту пору. Один из них — мой дед, уважающий домострой, переселенец в Забайкалье из Вятской губернии, имел немало причуд. Одна из них, к примеру, заключалась в том, что чаёвничать приходил только к тем соседям, у кого имелся самовар. Пить чай из чайника считал ниже своего достоинства.
Наверное, это запало в сознание мальчишки, недаром в его мастерской на видном месте — небольшая коллекция самоваров. Оказалось, все эти раритеты нашёл на свалке. Здесь же немало других любопытных экспонатов. Заинтересовали старинные и не очень железнодорожные фонари. И вновь неспроста собирал их художник: детство его прошло на железнодорожной станции Мостовая. А страсть к собирательству возникла очень давно, когда ребячья ватага находила на дне сибирской реки Селенги, когда она мелела в летний зной, немалые «сокровища» — каменные наконечники, скребки, обломки сосудов древних людей, а ещё поражённые ржавчиной пистолеты, клинки, обрезы, оставшиеся после Гражданской войны.
Воспоминания питают творчество художника. О многом свидетельствует то, что вот уже много лет авторитетны для него суждения первого учителя Леонарда Рязанова, о котором отзывается очень тепло.
…В длинном перечне выставок, в которых участвовал Шалагин, нельзя не заметить, что большая часть их приходится на последнее десятилетие. Наиболее ранняя дата — 1997 год, когда его работы были представлены на международной экспозиции в художественном музее в Отару (Япония). Нередко, начиная с 1998 года, картины Александра Васильевича можно было увидеть на городских, краевых, региональных выставках. В 2011 году он участвовал во Всероссийской выставке «Художники — флоту». Персональные — своего рода творческие отчёты художника — состоялись не только в нашем городе, но и во Владивостоке (галерея «Портмэй»), в Комсомольске-на-Амуре (галерея «Метаморфоза»). Сам он считает, что графика не для массового зрителя, она не впечатляет красочностью, не украшает интерьер. Зато, хочется возразить собеседнику, будит ассоциации и воображение, заставляет думать…
По мнению Виталия Павловича Лаханского, творчество Александра Шалагина интересно зрителю. Очень удачны композиционные решения его картин. Произведения своеобразны, заставляют философствовать. Недаром во время открытия краевого вернисажа, по его словам, работы находкинского художника известные мастера назвали «открытием года».
На вопрос: что помогает ему в творчестве, Александр Васильевич ответил:
— Поддержка семьи и понимание. Жена Нина Анатольевна — талантливый художник, смогла бы полнее реализовать свои дарования, если бы так много сил не отнимала у неё школа. Свою преподавательскую работу, учеников она бесконечно любит и делает всё для того, чтобы ребятам было интересно в учебном заведении. Несмотря на нехватку времени, не бросает творчество, участвует в выставках. В основном она пишет пейзажи, натюрморты, увлекается аппликацией… Дочь Александра не пошла по нашим стопам, хотя неплохо рисовала с трёх лет. Она живёт и работает во Владивостоке.
…Тепло в душе уносишь после открытий, которые щедро дарит графика мастера. Ещё долго перед глазами «диалог» кота и воробья за стеклом окна, зимние забавы, оживлённый разговор людей на деревенской улице, фигура художника в дверном проёме, нетерпеливо пережидающего ливень… В этом особенный дар мастера.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА