Анатолий Будын: В Питере хорошо, но в Находке лучше

— Я бы сейчас, наверное, в Питере не смог жить. Помню, там до порта надо было 1,5 часа добираться, с работы столько же. Какие театры-музеи после того, как ты два часа в транспорте трясешься? А в Находке все рядом, а главное – природа! – говорит главный технолог «ЕВРАЗ НМТП» Анатолий Будын. 23 марта ему исполнилось шестьдесят лет. 38 из них Анатолий Александрович отработал на одном предприятии. Вся его трудовая биография неразрывно связана с Находкинским морским торговым портом.

Детство и юность Анатолий Будын провел в Ленинграде, там же закончил мореходное училище. В Находку попал по распределению. Точнее, выбрал город сам. «В Ленинграде оставаться не захотел, — рассказывает Анатолий Александрович, — суета городская меня утомила. Ездил до училища сперва на метро, потом бегом по Невскому проспекту, пересадка на троллейбус — везде давка! Решил: поеду в маленький город, где тихо, спокойно».

Находка методом исключения

Система распределения в училище зависела от учебных отметок и общественной нагрузки. Анатолий мог выбирать практически любой порт: училище закончил с красным дипломом, был замстаршины роты, по распределению шел вторым. Вспоминает этот судьбоносный момент так: «Смотрю по списку: на Балтике везде был, на Черном море был. Остается Дальний Восток. В списке – Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Находка. Владивосток – тоже большой город, Камчатка – совсем уж далеко. Что такое Находка, вообще не знал».

Но он не только приехал в неизвестный городок, но организовал такую «рекламу» в училище, что в Находку решили отправиться еще четверо его сокурсников. Первое впечатление от города было обманчивым: «Приехал я сюда в 1973 году в конце января, вышел из поезда – вокруг горы, снега по колено. А я был страстным лыжником. Думаю: вот это я приехал куда мне надо! Зашел в отдел кадров, до обеда оформлялся. Вышел – снега уже нет, текут ручьи, солнце светит. С тех пор у меня с лыжами как-то не очень сложилось» (Смеется).

И швец, и жнец

Начинал работать Анатолий Будын стажером стивидора, вскоре стал стивидором, через два года – инженером-технологом. В начале 80-х он уже настолько хорошо знал огромное портовое хозяйство, что ему доверили работу диспетчера порта.

— Лет восемь я там проработал, потом меня опять же переместили, — вспоминает он, — Тогда особо согласия не спрашивали: тут поработал, научился – давай на следующий этап. Надо так надо. Стал замначальника второго грузового района по грузовой коммерческой работе.

За 38 лет Анатолий Александрович сменил около десятка специальностей и мест работы, казалось бы, совершенно разных. Объединяло их только одно – все это было в торговом порту. Работал в коммерческом отделе, был председателем профкома, заместителем начальника порта по быту. В то время у крупнейшего в городе предприятия было семь ведомственных детсадов, семь общежитий, три домоуправления с десятками многоквартирных домов на Пограничной, Ленинской и в районе мыса Астафьева. И всем этим беспокойным хозяйством командовал Будын. После перестройки началась передача социальных объектов муниципалитету, и этим процессом тоже ему пришлось заниматься.

Вскоре тогдашний замначальника порта Владимир Попов предложил Анатолию Александровичу возглавить технологическую службу, где он уже работал много лет назад. Так судьба, совершив большой круг, вновь привела его на прежнее место.

— И коммерцией я занимался, и эксплуатацией — практически всем. И вот уже около 10 лет я на этой должности, — говорит Анатолий Александрович. – Начинал с отдела технологии, здесь и к пенсионному возрасту подошел.

Ленинград или Находка?

Но вернемся в далекие 70-е годы. Тогда находкинский порт, по мнению Анатолия Будына, не отличался от ленинградского — все порты в СССР строились однотипно. А вот молодой город удивил питерского жителя своими «старинными» постройками. Сейчас он уже привык к этой архитектуре, а в первый отпуск ехал, с удовольствием предвкушая встречу с родным Ленинградом – культурной столицей страны. Но и возвращался из отпуска с не меньшим чувством душевного подъема.

— Ехал обратно с радостью – природа мне здесь нравилась всегда. Как раз была весна, сады цвели, такая благодать. Так люблю природу! – делится эмоциями Анатолий Александрович, — Я вот уже два года постоянно живу на даче. Встаю в шесть утра, еду 20 минут с дачи до дома, переоделся – и на работу.

Анатолий Александрович бывает в Питере примерно раз в три года – навещает мать и сестру. В последнюю поездку посетил «Эрмитажный театр», с восторгом вспоминает недельный тур по Неве – Ладожское, Онежское озера, Кижи, Валаам. Но особенно любит оперу и балет. «Когда приезжаю, — говорит Анатолий Александрович, – обязательно схожу в театр, музеи, с родными пообщаюсь и… начинаю скучать по Находке».

Юбилей с песнями у костра

Да и неудивительно – теперь его тянет сюда не только природа, но и весь привычный уклад жизни.

В 1975 году создал семью. Супруга, Любовь Ивановна, тоже много лет проработала в порту (сейчас на пенсии). И двое их детей – портовики. Дочь Анна – инженер группы нормирования, сын Александр – матрос на плавкране «Богатырь». «Так вот вся жизнь здесь и прошла!» — говорит Анатолий Будын.

На свой юбилей он собирает не только родных, коллег, но и друзей, вместе с которыми исходил приморскую тайгу вдоль и поперек. «По молодости с друзьями любили кататься на лыжах, ездить в тайгу за грибами, на рыбалку, просто отдохнуть. Хорошая компания была, сплочённая. Сейчас на даче чаще собираемся – тоже природа. На юбилей их всех собираю, гитару принесем, песни споем, которые у костра пели», — делится планами юбиляр.

Слушаешь его и по-хорошему завидуешь. Кто-то гонится за суетной жизнью в больших городах, выбивается из сил в погоне за должностями. А этот человек просто живет в гармонии с собой – и все у него получается. Коллеги Анатолия Будына уважают, называют грамотным, профессиональным, отзывчивым человеком. И начальство оценило его труд, удостоив правительственной награды — звания «Почетный работник морского флота».

Светлана АЛЕКСЕЕВА
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.