Анатолий ЛАЗАРЕВ: ЗА ТОННАМИ ГРУЗОВ СТОЯТ ЛЮДИ

В июне, накануне профессионального праздника – Дня работников морского и речного флота, состоялось годовое собрание акционеров ОАО «Восточный порт». Одна из крупнейших стивидорных компаний региона, специализирующаяся на перевалке каменного угля, подвела итоги работы за прошлый год, избрала руководящие органы, определила направления развития на текущий год. Главный результат, считают акционеры, – компания по-прежнему является надежным партнером российских экспортеров угля, наращивает объемы грузопереработки, динамично продвигает инвестиционную и социальную программы. Об этом – наша беседа с управляющим директором порта Анатолием ЛАЗАРЕВЫМ.

  • Анатолий Анатольевич, что в показателях годового отчета-2011 вы считаете наиболее важным?

— Основной груз нашей компании – экспортный уголь. Его доля в общем грузообороте порта составила в прошлом году 16,5 млн тонн, или 99,9%. Основной объем угля перерабатывается на специализированном угольном комплексе (ППК-3) при помощи конвейерного оборудования, автоматизированной системы выгрузки вагонов и погрузки на суда. Остальной грузопоток приходится на универсальный производственно-перегрузочный комплекс (ППК-1), где применяется грейферная технология погрузочно-разгрузочных работ на самом современном оборудовании. Для российских экспортеров такие возможности отправки угля потребителям очень важны.

Ежегодно мощности комплекса задействованы и в каботажных перевозках по обеспечению северного завоза в труднодоступные регионы Дальнего Востока. Через причалы компании в прошлом году прошло 16,5 млн тонн грузов различной номенклатуры. Грузооборот по порту в сравнении с 2010 годом вырос на 12,2 %. В этом году тоже работаем достаточно хорошо, результат пяти месяцев превышает аналогичный показатель 2011 года на 10,7%. Уверен, что к концу года ОАО «Восточный порт» сможет обработать порядка 17,2 млн тонн грузов.

  • Что, по вашему мнению, лежит в основе динамичного движения вперед?

— Ежегодное увеличение объемов обрабатываемых грузов – результат совместной эффективной работы и сотрудничества коллективов управляющей компании, ОАО «Восточный порт», ОАО «РЖД» и клиентов акционерного общества. Была принята и успешно реализуется программа по совершенствованию технологии работ, обновлению и модернизации оборудования, которая действует уже четвертый год и рассчитана до 2015 года. За это время мы значительно пополнили материально-техническую базу современной техникой — новые вагоноопрокидыватели для угольного комплекса, дробильно-сортировочные машины, конвейеры, краны-манипуляторы, гусеничные экскаваторы, портальный кран «Витязь» грузоподъемностью 64 тонны на универсальном комплексе. Совершенствуется технология выгрузки угля в зимний период. В планах – дальнейшее обновление крановой техники. В сентябре получаем новый мощный буксир, вместе с ним численность буксиров портофлота составит пять единиц.

  •  Любое приобретение невозможно без серьезных вложений. Из чего складывается инвестиционная программа компании?

— Только за счет собственных средств порта. За последние два года вложения составили более одного миллиарда рублей. В перспективе планируем вдвое увеличить — до 6 млн т в год — мощности универсального производственно-перегрузочного комплекса за счет совершенствования технологического процесса, модернизации и обновления оборудования.

  •  Порт невозможно представить без железной дороги. Препятствует ли пропускная способность РЖД в районе Восточного развитию предприятия?

— Бесспорно, железная дорога и порты зависят друг от друга. Невозможно говорить о развитии портовой инфраструктуры без параллельного развития дороги и припортовой станции. Что касается пропускной способности, то при строительстве спецморнефтепорта «Козьмино» ОАО «РЖД» приступило к масштабному ремонту и модернизации путей. Со временем «Козьмино» будет работать через трубопровод, и новые мощности железной дороги переориентируют на другие порты Приморского края, в том числе и на нас.

Обе стороны заинтересованы в нормальных конструктивных взаимоотношениях. В повседневной работе у нас отработана практика ежедневных селекторных совещаний с местными и региональными отделениями дороги; личных встреч как с руководителями, так и ведущими специалистами; постоянной деловой переписки, утверждения суточных планов обработки вагонов. При необходимости внедряем совместные проекты. Так, например, для сокращения времени на выполнение маневровых работ на путях угольного комплекса мы арендуем у железнодорожной станции Находка-Восточная локомотивы (два зимой и один летом) и уже сами выполняем этот этап работы. В результате экономия времени позволяет значительно увеличить суточную обработку вагонов.

  •  Анатолий Анатольевич, известно, что крупнейший угольный порт Приморья реализует одну из самых обширных социальных программ среди стивидорных компаний региона. Каковы главные критерии социальной политики предприятия?

— Важнейший критерий — социальное партнерство. Коллективный договор ОАО «Восточный порт» более десяти лет признается одним из самых серьезных в крае по уровню социальной защищенности работников. Каждые три года он пересматривается, обновляется и приводится в соответствие с учетом изменений в законодательстве. Над договором работает специальная комиссия, в которую входят представители руководства порта и портовиков. Администрация порта строго выполняет его условия, своевременно финансируя определенные в нем мероприятия и расходы. В 2011 году в рамках коллективного договора в социальную сферу было вложено 34,4 млн рублей. В 2012 году запланирован рост отчислений на 19,5%. Социальные расходы составят 41 млн рублей.

  •  На какие цели планируется вложить эти средства?

— Действующий договор предусматривает целый перечень льгот и гарантий социальной защищенности. Например, предоставление корпоративных льгот работникам, имеющим детей, не только находящимся в декретных отпусках, но и одиноким матерям, а также многодетным семьям, имеющим трех и более детей. Выходное пособие при выходе на пенсию в размере 10% тарифной ставки за каждый год работы в порту способствует притоку молодого пополнения и поддержке семейных династий, которыми гордится коллектив. Порт предоставляет возможность досрочного оформления пенсии работникам, но не ранее чем за два года до обозначенного законом срока по старости, при этом выплату пенсии берет на себя.

Еще одно социальное направление – помощь людям, оказавшимся в трудной ситуации. Например, в случае длительной болезни портовика или члена его семьи, находящегося на его иждивении, предприятие полностью оплачивает необходимое лечение. Не остаются без заботы и внимания наши ветераны. Неработающим пенсионерам порта ежеквартально оказывается материальная помощь в суммах 900 рублей на частичное покрытие коммунальных платежей и от 300 до 600 рублей на другие нужды. В случаях пожара, кражи, на оказание ритуальных услуг выделяется единовременная материальная помощь.

Важнейшее направление – материнство и детство. Предоставляются льготные детские путевки в оздоровительные летние лагеря, для взрослых – путевки на санаторно-курортное лечение. Порт компенсирует расходы по оплате детского отдыха в объеме 90% и 70% — взрослого. На проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий в этом году направлено 9,5 млн рублей, что на 1,5 млн рублей больше уровня прошлого года. Предоставляются бесплатные билеты на концерты звезд российской эстрады и на спектакли творческих коллективов, которые приезжают в наш город с гастролями. Организуются экскурсионные поездки выходного дня по памятникам природы и красивым местам Приморского края. Оплачивается посещение спортивных клубов и секций.

Не остаются без нашей поддержки молодежные команды по таким видам спорта, как тхэквондо, хоккей, бадминтон, бальные танцы. Они участвуют в различных соревнованиях в Приморском крае, других регионах и за рубежом. В спорткомплексе «Восточник» работники порта и члены их семей могут бесплатно заниматься в тренажерном зале, играть в настольный теннис, волейбол, бадминтон, большой теннис. Работает программа бесплатного посещения поселкового и городского бассейнов.

За счет собственных средств порт предоставляет беспроцентный кредит на неотложные нужды. С начала года на эти цели было выделено 3,2 млн рублей.

У каждого портовика при желании есть возможность стать участником программы опережающего обучения, повышения профессиональной квалификации. Учитывая, что ОАО «Восточный порт» — градообразующее предприятие, мы оказываем посильную поддержку муниципальным организациям, детским садам и школам, развитию спорта и поселка. Только в прошлом году на спонсорскую и благотворительную помощь было выделено 9,2 млн рублей. Эту традицию планируем поддерживать и впредь.

  •  Анатолий Анатольевич, в перечне особых требований к современному производству особой графой стоит охрана труда. Какие меры предпринимаются в порту для обеспечения безопасности работников?

— Охране труда и промышленной безопасности уделяем особое внимание. Ежегодно на программу по снижению травматизма направляется около 30 млн рублей. Проводится целый комплекс мероприятий по снижению травматизма. В мае этого года администрация порта и профсоюзные организации приняли совместное положение о порядке прохождения предсменных, предрейсовых осмотров. Задача одна — снизить риск возникновения несчастных случаев на производстве. Ежегодно вкладываются серьезные средства на улучшение социально-бытовых условий на рабочих местах, модернизацию производственных объектов и оборудования.

Наша политика строится на убеждении, что самым ценным для человека являются его жизнь и здоровье. За перегруженными тоннами грузов стоят люди, и от уровня их социальной защищенности зависят общий результат и финансовое благополучие компании. Поэтому социальное партнерство и цивилизованный диалог с людьми всегда будут приоритетными.

 

Уважаемые портовики и моряки!

От души поздравляю всех, кто по роду своей деятельности связан с морем. Морской транспорт — одна из ключевых отраслей экономики, и в этом большая заслуга многих поколений, посвятивших ему свои жизни. Работникам и ветеранам отрасли желаю успехов в работе, удачи, здоровья, процветания и пусть вам всегда и во всем сопутствует попутный ветер. С праздником!

Анатолий Лазарев, управляющий директор ОАО «Восточный порт»

Наталья ВОТЧАЛ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.