На днях из промыслового рейса благополучно возвратился БМРТ «Николай Чепик» Находкинской БАМР, отработавший в море пять с половиной месяцев. Экипаж перевыполнил производственное план-задание и теперь вполне может рассчитывать на хорошую заработную плату.
Ещё далеко не все бамровские рейсы бывают такими непродолжительными, как этот. Но администрация акционерного общества стремится к тому, чтобы они длились не более шести месяцев. Экипажу «Николая Чепика» повезло: вышли на рыбалку в начале июня, через неделю были в Беринговом море, а в середине ноября уже вернулись в Находку. Нынешняя летняя минтаевая экспедиция как никогда порадовала рыбаков.
— С самого начала рейса промысловые изобаты были с рыбой, — рассказывает капитан-директор БМРТ «Николай Чепик» Анатолий Басько. — Благодаря чему траления были непродолжительными — час, от силы полтора. За один замёт поднимали на борт по 50-60 тонн рыбы. Это неплохие показатели. При плановой нагрузке 50 тонн среднесуточная добыча, включая переходы, составила 67 тонн.
В основе успеха — несколько слагаемых. Известно, что минтай подходит циклично. Рыбаки полагают, что нынешняя путина пришлась как раз на эту удачную природную фазу. Немалую роль сыграло и техническое перевооружение флота. К примеру, раньше рыбаки пользовались капроновыми снастями, а в этот рейс «Николай Чепик» был оснащён новейшим тралом, изготовленным из полипропилена. Он значительно легче прежнего материала, поэтому размеры трала увеличились почти наполовину. Бамровские специалисты постарались усовершенствовать и траловые доски. На более современные сменили приборы контроля за работой трала, поисковую аппаратуру.
Благоприятствовала рыбакам и гидрологическая обстановка. К середине июня Берингово море полностью освободилось от льдов, что бывает далеко не часто. Скопления рыбы оказались плотными, и такая промысловая обстановка сохранялась вплоть до середины октября, что позволило бамровцам на полтора месяца раньше обычного освоить свои лимиты. За минтаевую экспедицию «Николай Чепик» выловил около девяти тысяч тонн рыбы. Выпускали минтай обезглавленный, собирали печень, на которую пришлось примерно два процента от объёмов вылова. Паштеты из неё по-прежнему пользуются высоким спросом у российского потребителя.
Не выходя из Берингова моря, экипаж траулера-морозильщика перешёл в Олюторский залив на добычу селёдки. По мнению Анатолия Павловича, её промысловый размер в этом году был прекрасным. А вот объёмы вылова… Несмотря на то, что последние семь лет море было закрыто для промысла сельди, больших скоплений её продолжительное время по-прежнему не наблюдалось. Но экипаж с задачей справился, добыв чуть больше 700 тонн олюторской сельди.
— По сравнению с минтаем сельдь можно назвать скоростной рыбой, — говорит Анатолий Басько. — Бывает, преследуешь косяк, а он скорость набирает и спокойно уходит в 12-мильную зону, куда нам дорога закрыта. В результате время потеряно, топливо сожгли и остались без улова.
— Каким был в рейсе морально-психологический климат? — интересуюсь у капитан-директора.
— Настроение у экипажа всегда хорошее, когда идёт рыба, — говорит он. — Есть объёмы — будет достойная зарплата… В ближайшие дни пройдёт заседание балансовой комиссии и станут известны размеры вознаграждения каждого члена экипажа по итогам работы в рейсе. Думаю, они порадуют рыбаков. Все члены экипажа отработали без замечаний, никто не лишён коэффициента трудового участия. По предварительным расчётам могу сказать одно: самая низкая зарплата, к примеру, матроса первого класса (без вычета налогов) составит около 70 тысяч рублей в месяц. Где на берегу он мог бы заработать такую сумму? А если учесть трёхразовое питание на судне… Экипаж подобрался трудолюбивый, морально устойчивый и коммуникабельный. Примерно 80 % его состава — молодые люди в возрасте до 35 лет.
Не подвело и технологическое оборудование судовой фабрики. Техническое перевооружение здесь прошло восемь лет назад. Установлена современная немецкая технологическая линия с рыборазделочными машинами «Баадер», благодаря чему траулеру присвоен еврознак, и все эти годы он выпускает продукцию, ориентированную в основном на европейский рынок. Безусловно, её качество и цена значительно выше обычной.
Установлена новая обвязочная машина. Если в прежние годы рыбаки вручную проволокой обвязывали ящики со свежемороженой продукцией, то теперь эти функции выполняет машина. С техническим перевооружением судна ушло в прошлое и много другой ручной работы, особенно на обработке рыбы, что отразилось на численности экипажа. Если в прежние годы она составляла 96 человек, то сегодня — 84.
Капитан Анатолий Басько с удовольствием называет тех, кто особо отличился в этой экспедиции. Это старший механик Алексей Цыганков. Благодаря его умелому руководству машинной командой весь рейс без сбоев отработали главный двигатель и все палубные механизмы. Прекрасно справлялись со своими обязанностями второй механик Алексей Дьячков, третий механик Владимир Шиянок, четвёртый механик Сергей Феник. Добрых слов заслуживают третий электромеханик Валерий Мироненко и один из лучших рефмехаников БАМРа Олег Сычков, а также опытный мастер обработки, а в будущем завпроизводством Владимир Белоусов. И этот список можно было бы продолжать — руководитель доволен своей командой.
До конца декабря БМРТ «Николай Чепик» пройдёт межрейсовое техническое обслуживание, а потом уйдёт в Охотоморскую минтаевую экспедицию, которая продлится до начала апреля. Из старого экипажа остаётся на предстоящую путину почти весь командный состав и около половины рядового. Из добытого минтая будут выпускать филе, фарш, собирать молоки, икру и печень. Богатый улов находкинских рыбаков придет на стол горожан и россиян вкусной и очень востребованной продукцией.
Владимир ПАНТЮХОВ