ДЛЯ каждого учителя наступает непростой момент прощания со школой. Сегодня прозвенел последний звонок для преподавателя русского языка и литературы школы №14, отличника просвещения Екатерины Поповой. Пятьдесят лет она объясняла детям простые и сложные истины, сеяла «разумное, доброе, вечное», а у них училась оптимизму и новому свойственному каждому поколению взгляду на мир.
Кому-то может показаться, что жизнь опытного педагога достаточно однообразна, он как бы запрограммирован повторять из года в год заученный урок. Но ни один настоящий учитель с этим утверждением не согласится.
— Каждый школьный день приносит новизну и огромный заряд энергии. Бывает, идешь на работу не в форме – здоровье подводит, бытовые неурядицы грузом лежат на душе, а открываешь дверь класса и забываешь обо всем. Ребята не дают хандрить и скучать, всегда преподнесут что-то необычное, они непредсказуемые и этим интересны, — рассказывает Екатерина Попова.
После окончания педагогического училища десять лет Екатерина Филипповна вела начальные классы. Заочно окончила Благовещенский педагогический институт и сорок лет работала предметником. Она называет себя по-настоящему счастливым человеком — всегда занималась тем, что любила. С удовольствием и интересом общалась с учениками, преподавала самый нравственный предмет. В школе №14 трудилась со дня основания, всё здесь ей дорого и до боли знакомо. Конечно же, она будет приходить в эти стены к коллегам, расспрашивать об успехах своих учеников, и они забегут на чай поделиться сокровенным, как сегодня запросто заходят выпускники прошлых лет.
Ответственный и сложный труд учителя. За порогом школы все думы о предстоящих уроках, проверка тетрадей, подготовка внеклассных мероприятий, организация экскурсий. Преподаватели не знают свободного времени. Но какая она благодарная – эта профессия! Сколько радости испытывает педагог, когда бывшие ученики, особенно «трудные», приходят поделиться успехами, рассказать о своей жизни.
— Непросто «посеять» в душе современного ребенка любовь к родному языку и литературе. В нынешнее техногенное время не многие засиживаются за книгами, читают классику. Поэтому приходится придумывать различные приемы, давать опережающие задания, творческие работы, чтобы заставить их познакомиться с произведениями великих писателей. Многих героев классики сегодняшние учащиеся воспринимают не так, как школьники семидесятых-восьмидесятых годов. Например, девятиклассники заявили на уроке: «Зачем нам говорить о любви Тургенева, эта тема для детского сада. Для нас она — давно пройденный этап», — делится Екатерина Филипповна.
Опытный педагог отмечает, что с каждым годом школьники делают больше грамматических ошибок, по её мнению, проблемы возникают у ребят, потому что они мало читают, а со сверстниками общаются на сленге. Не говорят на правильном русском языке и герои их любимых фильмов, много речевых ошибок в теле- и радиопередачах.
— Безграмотная речь, жаргон мешают развиваться личности, — считает она. — Радует, что о сохранности родного языка заговорили на правительственном уровне. На телевидении появляются специальные обучающие программы, организовываются курсы русского языка. Работодатели делают акцент на грамотность соискателей. В нашем городе на мониторах в автобусах показывают, как ставить ударения в трудных словах. Есть надежда, что в будущем безграмотных людей станет меньше. В целом нынешняя молодёжь замечательная — информированная, эрудированная, раскрепощенная. Они без смущения могут говорить на любые волнующие темы. С ними интересно. Очень хорошо, что в этом учебном году в нашу школу пришли молодые талантливые педагоги. Думаю, они немало сумеют дать детям и в учебе, и в развитии личности.
Встреча с опытным учителем подтверждает, что право на преподавание должен определять не только диплом о профессиональном образовании, но и неравнодушие к чужим судьбам, любовь к делу, которому служишь, желание постоянно совершенствовать знания и собственную личность. Ведь учитель –ведущий за собой.
Лолита МУЗЫКА Фото автора