Воскрешение Лазаря
На шестой неделе Великого поста самые значимые дни — суббота и воскресенье. В субботу перед Вербным воскресеньем православная церковь вспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Он жил с сестрами Марфой и Марией неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания. Христос часто приходил в их дом, называл Лазаря своим другом, и когда тот серьезно заболел, сказал: «Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Лазарь умер. Через четыре дня после его кончины Господь пришел к пещере и велел отодвинуть камень. А затем возвел очи к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня». И громко позвал: «Лазаре! Гряди (иди) вон.» И вышел умерший, одетый в погребальные одеяния… Весть об этом потрясающем чуде разнеслась по Иудее…
Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса. Ведь когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим, множество людей встречало его как царя. Они устилали его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями, символом которых в России являются вербы.
После воскрешения Лазарь прожил тридцать лет, был епископом на Кипре.
Вход Господень в Иерусалим
Шестое воскресенье Великого поста двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания, или Вербное воскресенье, также его называют Неделей Вайи и Цветоносной. На Руси верба (ива) раньше других древесных ветвей дает почки, поэтому именно её освящают при всенощном бдении.
Вход Господень в Иерусалим одновременно и радостный, и печальный, даже трагический праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. Торжественным входом в Иерусалим Он возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле. Грустное это событие потому, что оно стало началом Его крестного пути, израильский народ не принял своего истинного Царя и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя: «Осанна!», через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!».
Появление Мессии, Царя Израильского не на пышно убранном коне в окружении многочисленной свиты, а на самом скромном вьючном животном было неожиданным, едва ли не скандальным, особенно в глазах иудеев, надеявшихся, что Христос освободит их от власти римлян и добьется для Иудеи мирового господства. Войдя в Иерусалим, сидя на осленке, Христос показал, что Его царство не такое, какое ожидал от Него еврейский народ: это не могущественное земное царство, а смиренное духовное царство любви.
Ненависть к Иисусу со стороны первосвященников усилило ещё и то, что, войдя в Иерусалимский храм, Он выгнал всех продающих и покупающих. Опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав: «Написано — дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13).
Праздник Входа Господня в Иерусалим связан со страстной седмицей – на нём лежит печать предстоящих страстных дней. И тем не менее это великое торжество православия Царя Небесного, прославления Божественной природы Иисуса Христа.
Василий КАПИТАНЮК, настоятель храма Рождества Христова