Виталий Драчёв — с экстримом по жизни

— Про него книгу можно писать, — говорят в ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» про Виталия Драчёва. — Он к министру морского флота ездил в гости. После перестройки был избран народным директором порта. И до сих пор в свои 67 лет ездит в экстремальные автопутешествия по бездорожью!

Понятие «экстремал» как-то не вяжется с человеком, который проработал на одном месте полвека. Но этим и интересен наш герой. Виталий Никанорович Драчев работает в Находкинском морском торговом порту с 17 лет. Пришел учеником, дорос до бригадира одной из самых знаменитых докерских бригад порта, сегодня — обычный докер. И экстрима в его жизни всегда хватало – взять хотя бы самое первое путешествие, которое и привело его в Находку.

«Виновата» романтика

— Я вырос на Джеке Лондоне, Фениморе Купере, Станюковиче. Всегда мечтал быть капитаном. Учиться пошел в Омское речное училище. После первого курса отправили нас на плавпрактику по Иртышу, Оби. Однажды стоял на вахте с капитаном. Он и говорит мне: «Виталь, видишь это дерево? Завтра мы опять его увидим, только с другого борта». И я понял, что это не для меня. Я мечтал о море. С другом решили сбежать и попасть во Владивосток, Находку, Петропавловск-Камчатский. В те времена это было почти невозможно. Разработали целую легенду, и нам дали разрешение до Камчатки. Я тогда только паспорт получил, несовершеннолетний, никуда на работу не берут. Ноябрь, пурга на улице. Ночевали сначала на улице под рестораном «Камчатка» – в сугроб зароемся и музыку слушаем. Потом друг в кочегарку устроился, там и жили. Затем пришел пароход «Азия», на котором мы приплыли, и нам помогли добраться на нем до Владивостока. Там мы продали шапку и доехали до Находки, тут у меня сестра жила. А почему сразу не поехали – Камчатка же, вулканы, романтика! А вышло, что только Ключевскую сопку издали увидели. Я по сей день мечтаю о Камчатке. Собираюсь туда на машине попасть…

17-летнего Виталия родственник устроил учеником автослесаря в торговый порт. В 1965 году он ушел в армию, а по возвращении пошел уже в докеры.

— Хотел в море идти, но родилась дочь, нужна была квартира. Бросил я свою мечту стать моряком. И ни о чем не жалею. Я удивительную жизнь прожил среди удивительных людей. Такие эпизоды портовской жизни были – интереснейшие! — говорит Виталий Никанорович.

Когда порт «играл в кубики»

Самые яркие моменты трудовой биографии Драчева связаны с 70-80 годами. В конце 1973 года в торговом порту был открыт первый в Советском Союзе специализированный контейнерный терминал. «Порт играет в кубики» — называлась статья тех лет в «Комсомолке». И вправду похоже – контейнеры, как сотни разноцветных кубиков.

«Опыта перенять было негде – все приходилось начинать с чистого листа. Бессонные ночи, отсутствие выходных, создание команды единомышленников среди докеров-механизаторов и оперативного состава. Самое главное – в коллективе не осталось ни одного равнодушного человека. И терминал заработал, да еще как! Уже на третий месяц перекрыл проектную мощность, грузопоток продолжал стремительно расти. Морем контейнеры доставлялись из Японии в страны Европы за 24-26 суток. Благодаря терминалу срок доставки сократился до 18-20 суток. И из Находки потянулись нити маршрутов до Ленинграда на севере страны и до иранской Джульфы на юге. Особую роль в становлении коллектива, в производственных достижениях сыграл бригадир Драчев…». Это строки из памятной книги, посвященной 50-летию НМТП. Кстати, за вклад в становление терминала в 1973 году Виталия Драчёва наградили орденом «Знак Почета».

Но сам он о тех годах вспоминает просто:

— Сначала выучился на автоконтейнеровоз, потом обучил группу. А когда залез на консольный кран, понял, что мое место именно там! Высота — 36 метров, экстрим! Лет шесть на нем проработал, потом стал бригадиром докеров. В бригаде было 180 человек. Своим учителем считаю Владимира Коваля – знаменитейшего бригадира торгового порта. Смотрел, мотал на ус, набирался опыта.

График работы от Драчёва

Среди достижений Виталия Драчёва множество трудовых подвигов, типичных для советских времен, типа пятилетнего плана, выполненного за четыре года. Но больше всего он гордится тем, что повлиял на уменьшение пенсионного возраста для докеров и разработал новый график их работы. Именно по этому графику сегодня трудятся все докеры Находки, да и всей России.

— Я был зампредседателя совета бригадиров Тихоокеанского региона. Вот тогда мы добились, чтобы на пенсию докеры уходили в 55 лет. Анатолий Гордейчук, генеральный бригадир 4-го комплекса порта, «пробивал» это через ВЦСПС, а я дошел до Госкомтруда, подключил министра морского флота – у нас хорошие были отношения. И график нам сделали по 12 часов. До этого был, по выражению докеров, «собачий график»: работаешь пять смен с 8 до 17, один выходной, пять смен с 17 до 24, выходной, пять смен с 13 до 20. Семьи свои не видели. Чтобы добиться нового графика, пришлось собрать всех бригадиров Тихоокеанского региона. Тогда же порешали, чтобы груз мешками шел в строп-лентах, стали качественнее грузить пароходы на север…

За свой труд и общественную работу Виталий Никанорович награжден орденом Дружбы народов. Он является ветераном Дальневосточного пароходства, ветераном и почетным работником Министерства морского флота.

Багажник спас жизнь

Путешествовать по Дальнему Востоку Виталий Драчёв начал с первых дней жизни в Находке. Сначала пешком, со временем у него появлялся все более «крутой» транспорт. Но первым был двухколесный.

— Отдежурил ночь слесарем – и на велосипед! Через Новолитовск, Васильевку еду в Тигровый. Обратно — по берегу Сучана. Где-то велосипед на себе тащил. Потом купил мотоцикл, позже — «Жигули». В 1979 году друг пригласил в гости на Байкал. Решил поехать с семьей на «Жигулях». Дорог не было вообще, местами ехали по контрольно-следовой полосе. В Шимановске за два кило огурцов и шампанское (больше ничего в магазинах не было) машину погрузили в полувагон с катушками, а семью отправили поездом. Доехали так до Мухинской – там люди впервые в жизни увидели легковушку: «Вы что, с ума сошли? Вон у «Урала-363» ботва на бортах висит!». Но все же доехал до Байкала и весь его объездил, но «убил» машину.

Возраст выхода на пенсию Виталий Никанорович отметил оригинально — купил на двоих с другом «Ниссан Лаурель»:

— На нем мы съездили в Астрахань, Ростов, Москву с одним ключом и кривой отверткой.

Джип «Тойота Лэнд Круизер» (в России именуемый «Охотник»), на котором Драчёв объехал весь Дальний Восток, появился у него в 90-е годы. Сегодня автомобилю уже 22 года. Оба ветерана — Никанорыч (так Драчёва называют и коллеги по работе, и друзья по увлечению) и его джип — постоянные участники ралли-рейдов по дальневосточной глубинке в составе клуба «Вираж». Чтобы понять, что это за поездки, достаточно посмотреть фотоотчеты на сайте «Внедорожное Приморье». К примеру, в 2010 году на маршруте до Улунги один из джипов часть пути проделал с бревном, примотанным скотчем на место утерянного колеса.

— У меня машина суперпрочная, — гордится самый старший участник команды экстремалов. — На Улунге у кого ступица полетела, у кого сошка, рулевая. А у меня только салон помялся, да раз багажник оторвался. Он мне жизнь спас – машина перевернулась, ударилась об пенек, багажник отвалился, а машина назад встала. В этом году снова собираемся на Улунгу…

Что его влечет преодолевать такие трудности? Говорит — экстрим. И еще – командный дух, общение с людьми в непростой ситуации. «Отчаянный дядька. Никанорычу респект!», «Да, торговый порт жжёт. Ура!» — такие отзывы можно прочитать на сайте автопутешественников.

Рассказывать про таких людей, как Виталий Драчёв, интересно и делать это можно до бесконечности. Отдельного разговора заслуживают многие эпизоды его жизни – к примеру, поездка в Америку, где он встречался с руководством профсоюза докеров западного побережья США, изучал их опыт работы. В конце 80-х Приморское телевидение сняло про Драчёва 40-минутный фильм «Дальневосточный характер». А еще Виталий Никанорович создал собственный таежный хутор неподалеку от Чистоводного, в 225 км от Находки. Но какие бы чудеса ни происходили в жизни находкинского докера, неизменным остается одно – экстремал Никанорыч по-прежнему верен родному предприятию и с большим неравнодушием относится ко всему, что происходит в ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт».

Светлана АЛЕКСЕЕВА, менеджер по связям со СМИ ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт»
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.