Владимир Станиславович Янов всю жизнь работал геологом, участвовал в открытии нескольких месторождений золота и стройматериалов. Как профессионал до сих пор востребован, ему поручают контролировать работы по бурению на строительстве нефтепутепроводов в Приморском и Хабаровском краях.
Вторую, творческую составляющую своей натуры он показал в 50 лет, когда опубликовал первую детскую приключенческую повесть «Тайна таежного талисмана». Затем она вылилась в трилогию. В сборник «Находкинские рассказы» вошли юморески и другие рассказы, опубликованные в периодической печати. Всего перу В. Янова принадлежит семь книг, в 2008 году он стал членом Союза писателей России.
-
Владимир Станиславович, как появилась ваша первая книга?
— Начну с того, что как литератор я родился в «Находкинском рабочем», где в 1983 году был опубликован мой первый фельетон. Потом появился ряд сатирических, критических публикаций, затем — первый рассказ…Я и не полагал, что могу замахнуться на что-то большее. Но стал посещать клуб «Элегия», общаться, и его руководители Станислав Кабелев и Дина Усатая побудили меня взяться за серьезные вещи. И здесь, в литературе, для себя выбрал детскую тему: понимал, что ребятам читать нечего, поскольку вся классика экранизирована, кто-то видел экранизации про индейцев на книги Фенимора Купера, кто-то — киноэпопею «Два капитана» по Каверину и так далее.
А герои и сюжет первой книги появились, как говорится, из головы, хотя есть прототипы, та же Марина, моя дочь. Хотелось заинтересовать юных читателей необыкновенной Находкой через авантюрную книгу, которую бы с первой страницы захотели «проглотить» находкинские подростки. Они все привыкли к серым улицам, обыденному общению, и тут им предлагают увидеть родную Находку через волшебные необыкновенные «очки». Как писатель я постарался, чтобы каждая глава начиналась с чего-нибудь невероятного и читатели были заинтригованы дальнейшим развитием событий.
-
И как они оценили ваше произведение?
— Регулярно встречаюсь в библиотеках и школах с учащимися средних классов, для кого предназначены книги. Первый раз мне позвонили из школы № 16. После встречи ребята меня спросили, будет ли продолжение «Тайны таежного талисмана». Так после нее получилась трилогия «ТТТ» — добавились «Тайна тернистой тропы» и «Тайна темного треугольника». А на одной из недавних встреч с курсантами ДМУ я рассказал про книжку «Сквозь жестокую очередь лет». В ней, кстати, взят из жизни реальный герой — легендарная партизанка Великой Отечественной войны Лилия Азолина. Эту повесть переработал в пьесу, отдал в Центральный театр Советской Армии в Москве, в литературном отделе ответили – можно ставить в любом молодежном театре страны. Но есть проблема – пьеса с фантастическим уклоном: юноша из будущего узнает о трагической судьбе Лилии, на машине времени попадает в 1941-й год и перемещает ее в будущее, в райские сады, но в один прекрасный день она таким же путем сбегает, возвращается на войну. Ее не устроил рай, и эта психология, идеология характерна для того времени. И для меня тоже.
-
Сейчас дети погружены в Интернет. Остается ли у них, на ваш взгляд, время для книг?
— Да они практически ничего не читают! Да и нечего из современного, а те произведения, которыми старшие поколения зачитывались в детстве, почти все экранизированы, взять те же «Кортик» и «Два капитана». За детские книги я и взялся, чтобы оттащить школьников от компьютерных «стрелялок», бессмысленного времяпрепровождения. И каждую встречу с читателями начинаю и заканчиваю словами: только книга делает личность, создает человека, а компьютер – лишь инструмент для работы.
-
Лет пять назад «НР» сообщал о готовящейся экранизации «Тайны таежного талисмана». Какова судьба фильма?
— Сценарий выходца из Находки Евгения Ковтуна до сих пор лежит в «Мосфильме». Тогда он понравился московскому продюсеру Людмиле Кукобе (на ее счету такие фильмы, как «Дюймовочка», «Мы из будущего», «Мы из будущего-2»). Ее заинтересовали увлекательный сюжет и наша приморская экзотика, возможность проводить съемки на дальневосточной природе, в окрестностях Находки. Но дальше задумок дело не пошло. Как и не нашлось на местном уровне богатого спонсора. До сих пор надеюсь, что кого-нибудь этот проект заинтересует. Если какой-нибудь предприниматель найдет деньги, то талантливых находкинских мальчишек будут снимать в этом фильме, не исключено, что его детей, внуков. И даже сам приезд «Мосфильма» будет праздником городского масштаба.
-
Тем не менее для выпуска каждой книги вы находите спонсоров, которых благодарите во вступлениях…
— Книжка в мягкой обложке – не мегазатратное кино, но и для их издания я собираю каждый раз с миру по нитке. Почти всегда помогает председатель кооператива «Бетонщик» Виталий Кожуховский. Он понимает, что детскую литературу надо поддерживать. Но «Бетонщик» — небольшое предприятие, а гиганты, повторюсь, не поворачиваются в сторону творческих людей. Поэтому только в мечтах остается трилогия «ТТТ» в одном переплете. А еще во владивостокском издательстве лежит восьмая книга — повесть «Дорога к морю», средств на издание которой недостает.
-
У кого сами писатели учатся?
— Мы друг друга стараемся проверять, оцениваем рукописи. И очень плохо, что в наших издательствах нет профессиональной критики и редактуры. Приходится выслушивать из Москвы общие отзывы, мол, в вашем произведении есть недостатки. А хотелось более детального анализа. Поэтому было бы неплохо, если бы в Находке образовалось издательство, какой-нибудь предприниматель потихонечку нас продвигал.
Валерий БЕЛЬЦОВ