Моё детство и взросление прошли далеко от войны — в глухой приморской тайге, в посёлке лесозаготовителей, неподалёку от села Раздольного.
Мне не было ещё и четырёх лет, когда началась война, но память сохранила некоторые события до деталей, как будто это было недавно. Трижды провожали мы отца Фёдора Сергеевича Богомолова на фронт, но так как он был хорошим специалистом, а лес – стратегическим материалом, его вновь отзывали назад. Он был коммунистом и находился всегда там, куда направляла его партия. Кстати, до Великой Отечественной он был офицером железнодорожных войск, принимал участие в боевых действиях на Хасане. Почти всю жизнь папа проработал в тайге на лесозаготовках, а в годы войны – на участке «Перевозная» в районе с. Алексеевка. В посёлке были особенные люди, жили дружно, как одна семья, доверяли друг другу и помогали во всём. Отца люди очень уважали, так как он был справедливым и честным человеком. Шли к нему за советом и помощью. А он никого не оставлял без внимания, знал заботы каждой семьи.
Кроме организации работ на лесном участке, наш отец занимался и вопросами быта, питания рабочих. На заготовке леса трудились не только вольнонаёмные, но и заключённые, а после Победы – военнопленные японцы. Отец умел со всеми найти общий язык.
В конце 40-х и в 50-е папа работал на лесной бирже в Раздольном, а потом – в Верхне-Сучанском леспромхозе. После ухода на пенсию он своими руками построил дом в Раздольном. Ушёл он из жизни в 1977 году. Труд отца был высоко оценён – он имел много наград, в том числе орден Ленина и Трудового Красного Знамени. Но для него дороже всего были любовь, уважение и признание людей, с которыми сводила его профессия и жизнь.
Всегда рядом с ним была наша мама Татьяна Ивановна, тоже коренная приморчанка. Родилась в семье Ивана Бохана, в которой было пять сыновей и две дочери. Жили они в Тереховке под Уссурийском. Там и встретились мои родители. Дед был хорошим пчеловодом, продавал свою продукцию владивостокским купцам. Семья была зажиточной, поэтому её раскулачили, деда сослали в Сибирь. А бабушка рано ушла из жизни. Остались трое несовершеннолетних детей без родителей. Заботу о них взяли на себя родственники и мои родители, которые к тому времени создали семью. К слову, все трое выучились и стали достойными людьми.
Мама плохо слышала после перенесённой в детстве болезни. Папа к ней относился трепетно и заботливо, он никому не позволял называть её глухой, просто просил всех говорить чуть погромче. Мама окончила три класса церковно-приходской школы, но была очень начитанна, особенно любила поэзию Некрасова. Кстати, когда я была уже взрослой, всегда напоминала, что надо выписать газеты и журналы, уж очень любила читать. Круг её интересов был широк.
Мама и папа – крестьянские дети, однако были хорошо образованны и воспитанны, не было ни одного вопроса, на который они не дали бы дельный ответ. А ещё умели делать буквально всё. Наша семья была многодетной: у меня пять сестёр и два брата. Родители воспитывали нас своим примером. Мы никогда не слышали, чтобы они громко ссорились. Нас, ребятишек, никто не ругал и не бил. Мы помогали по хозяйству, работали на огороде, крутили тяжёлые жернова – мололи зерно на муку. Старшие ухаживали за младшими. У мамы была поговорка: до 5-ти лет с ребёнком обращайся, как с царём, с 5 до 15-ти – как с рабом, после 15-ти – как с другом. Её мудрые советы помнятся до сих пор.
Нам, «таёжным детям», учёба доставалась так тяжело, что вспоминать и рассказывать об этом без волнения и слёз и сейчас невозможно. Школа была в другом селе, в Сергеевке. Тосковали по родным, так хотелось домой, иногда не выдерживали и отправлялись по лесу, шли по 20 километров. Даже волчьи стаи не могли нас запугать. Тем не менее выдержали все трудности, выучились. У всех сестёр и братьев хорошие специальности, крепкие семьи. Они вырастили детей, помогают воспитывать внуков.
Моя профессия – фармацевт, трудилась в аптеках Уссурийска, Партизанска. В 1961 году муж, механик БАМРа, привёз меня в Находку. Мы вырастили двоих сыновей, они окончили ДВВИМУ, пошли по стопам отца. После 20 лет работы в аптеках из-за болезни поменяла профессию, освоила специальность повара. Работала на судах. В1992 году ушла на пенсию, провожал меня на заслуженный отдых экипаж «Зеи» Дальтехфлота.
Нынче живу одна. Дети и внуки далеко. Но запираться в четырёх стенах и грустить – не в моём характере. Родители воспитали оптимисткой. Делаю ремонт в квартире. Несколько лет пела в хоре Дома культуры им. Ю. Гагарина, а в настоящее время занимаюсь в спортивно-оздоровительном комплексе в секции тайзцы юличо.
Опыт прожитых лет позволяет сделать вывод: тепло, полученное от родителей, греет человека всю жизнь.
Тамара АДУШЕВА