Великий двунадесятый праздник всегда приходится на воскресенье перед Страстной седмицей, сразу после Лазаревой субботы.
В этот день церковь вспоминает, как пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как Мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил «четверодневного» Лазаря. Взрослые и дети пели Ему: «Осанна!», подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал, свои одежды, встречали Его ветвями зелени и цветами.
Эти знаки внимания соответствовали истинному значению миссии Иисуса, Его Божественному достоинству. Он входил в Иерусалим — священный город, где находился храм Господень, который сам Иисус назвал домом Отца Своего. Входил как царь, как Господь, как Сын Божий. И в то же время Он входил на страдания и муки, о которых знал. Его встречал народ, который через несколько дней предал Иисуса суду, избиению и распятию, который через несколько дней стал Его поносить и радоваться Его унижению. Он входил в город на страдания для спасения людей всего мира, в город, о котором немногим позже скажет, что он подлежит разрушению, потому что не исполнил своего предназначения.
Этот праздник на Руси называется Вербным воскресеньем оттого, что верующие приходят с ветками вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование ветвей, которые резали иудеи, встречая Иисуса в Иерусалиме. В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается употреблять в пищу рыбу и растительное масло. Во времена давно забытые варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).
Праздник Входа Господня в Иерусалим связан со Страстной седмицей – на нём лежит печать предстоящих Страстных дней. И тем не менее это великое торжество православия.
Василий КАПИТАНЮК, настоятель храма Рождества Христова.