11 ДЕКАБРЯ 1950 года между мысами Баснина и Линдгольма были возведены первый причал и несколько складов, предназначенных для перевалки и промежуточного хранения рыбопродукции. Именно с этих пор ведёт свою историю Находкинский морской рыбный порт. За эти годы о его славных трудовых династиях, героях и производственных достижениях неоднократно рассказывалось всему Союзу. Предприятию довелось пережить взлёты и падения, пройти через рифы перестройки и приватизации. Многие, даже крупные компании рыбной отрасли таких экономических испытаний не перенесли. ОАО «Находкинский морской рыбный порт» выстояло. И сегодня, будучи старейшим предприятием Дальнего Востока России, по-прежнему остаётся в списке наиболее развивающихся.
К сожалению, за последние два десятилетия объёмы промысла рыбы в дальневосточных морях сильно сократились. Эта негативная тенденция продолжается и по сей день, что не замедлило отразиться на объёмах грузопереработки. Если, к примеру, в 2008 году было переработано 68 тысяч тонн рыбопродукции, то в прошлом — уже 46, а за 11 месяцев нынешнего доля рыбы составила всего 24 тысячи тонн. А ведь на протяжении многих десятилетий эта продукция была основной номенклатурой предприятия.
Понимая, что вчерашнего дня уже не вернуть, руководство акционерного общества на протяжении многих лет ведёт активную работу по перепрофилированию и реорганизации рыбпорта. Из девяти имеющихся три причала реконструированы под работу с контейнерами, оборудованием и крупногабаритными грузами. В порту 32 портальных крана марок «Ганц», «Абус» и «Форель» грузоподъёмностью от 6 до 16 тонн, комплекс электро- и автопогрузчиков с вилочными, боковыми и челюстными захватами грузоподъёмностью от двух до тринадцати тонн, три тепловоза.
Все причалы имеют железнодорожные подъездные пути общей протяжённостью более 10 километров. Благодаря комплексу дноуглубительных работ теперь здесь обслуживаются суда дедвейтом до 20 тысяч тонн. Для хранения продовольственных грузов есть охлаждённый склад ёмкостью 4,6 тысячи тонн. Владея таким промвооружением, портовики получили возможность перерабатывать ежегодно на производственных мощностях до 1,8 млн тонн экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов. Сегодня основную часть грузопотока составляют металлолом, круглый лес и пиломатериалы, магнезит, импортные автомашины. Но за последние годы здесь научились хорошо работать также с хлопком, асбестом, цементом, удобрениями, мукой и рисом, перегружают сталь в рулонах и пачках, жесть, целлюлозу, бумагу и др. Кроме погрузочно-разгрузочных работ порт оказывает услуги по агентированию судов, фрахтованию, экспедированию и декларированию грузов, их хранению и доставке потребителю.
— В порту сложился стабильный и работоспособный коллектив, который может решать любые производственные задачи, — рассказывает генеральный директор ОАО «НМРП» Сергей Шинденков. — Главная цель, которая сегодня стоит перед нами, — сохранить существующие направления и создать условия для дальнейшего роста. Для этого из года в год проводим обновление основных фондов, техническое перевооружение. Недавно по лизингу приобрели 100-тонный мобильный подъёмный кран. Через две недели он будет отправлен в Находку из Австрии. Установим на контейнерную линию и примерно в апреле будущего года с его помощью начнём погрузку-выгрузку судов и вагонов. Кстати, на сегодняшний день порт переработал уже 6400 двадцатифутовых контейнеров. Такой мощный кран прибавил нам надежды в привлечении в порт новых видов грузов. Рассматриваем вопрос о приобретении ещё одного ричстакера для погрузки-выгрузки контейнеров в железнодорожные вагоны, а также на автомашины и в штабеля. Решается вопрос о покупке десяти новых тягачей.
Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, портовики, как это ни трудно, из года в год стараются поступательно наращивать грузооборот. За минувшие одиннадцать месяцев они переработали 624 тысячи тонн генеральных грузов. Это почти в два раза больше, нежели за аналогичный период прошлого года. В два раза выросла средняя зарплата и составила 26,3 тысячи рублей. Сегодня здесь занято чуть более 500 человек. И в то же время катастрофически не хватает таких специалистов, как докеры, слесари, электрики, крановщики, машинисты тепловозов и составители поездов. Посильную лепту ОАО вносит в пополнение бюджетов всех уровней — в среднем в месяц это 7-7,5 млн рублей в виде налогов и различных платежей.
— Порт снова входит в свой нормальный рабочий режим, — сказал в завершение Сергей Шинденков. – Самое время вспомнить о празднике. Искренне поздравляю с 60-летием рыбного порта родной коллектив. Желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия вам и вашим семьям, новых трудовых свершений и оптимизма. Главное — порт прошёл через экономические лихолетья, выстоял и будет дальше развиваться. С праздником вас, дорогие коллеги! С юбилеем порта! Сегодня перед нами стоят большие задачи, предстоит много интересной работы. Примерно треть населения города прошла через наше предприятие. А значит, это и ваш праздник, дорогие ветераны порта. С праздником вас! Крепкого вам здоровья и долгих лет жизни!
Владимир ФЁДОРОВ