40 лет назад во Врангеле началась комсомольская стройка
«День накануне выдался серый и дождливый. По распадкам наплывал на бухту тяжелый густой туман, крупные капли оседали на свежей краске флагштока. Краска морщинилась и ползла. -Не высохнет до завтра, — огорченно сказал «главный маляр» Виктор Долгов, поглядывая еще и на большой щит, который тоже надо было красить, а затем писать слова, что станут программой работы и жизни на многие годы: «Всесоюзная ударная комсомольская стройка». А до завтра оставалась только ночь. Мачта уже стоит, ее не перекрасишь, а вот со щитом надо что-то придумать. Кто-то принес куски брезента, из них соорудили тент, чтобы прикрыться от дождя. Виктор, засучив рукава, всю ночь выводил кисточкой заветную надпись. Потом сушили щит паяльной лампой. А в одной из кают «Приморья» девчонки шили флаг. Спать никому не пришлось. Утром, едва солнце поднялось над вершинами сопок, на площадке взорам жителей и многочисленных гостей, приехавших на торжество, открылся целый ансамбль: высокая стройная мачта флагштока, щит с надписью, а рядом на живописной груде камней удобно лег якорь с т/х «Приморье», как символ морской профессии будущего порта. Было утро 17 апреля 1971 года…» Из публикации в «Находкинском рабочем»Строителям порта в бухте Врангеля
Наверно, ты себя ругаешь, что вот остался в дураках! а я приветствую, товарищ, тебя на этих берегах! И ничего, что нет проспектов и можно сгинуть от тоски… Зато такой здесь запах ветра и океана, и тайги! Ну а комфорт и город будут, так как собрались мы не зря – одной страны простые люди, она и ты, и он, и я. Хоть в грунт вгрызаться и не сладко, но так ведется, что мечта берет начало от палатки, кайла, лопаты и грунта. И пусть в три пота обливаясь, еще не раз вгрызаться с краю и в мерзлый грунт, в гранит, и в грязь. И проклинать шаблон плакатов, призывов досадивший зуд… Внесут на все земные карты Наш порт, наш город и наш труд! Юрий КОВАЛЕНКО 1971 г.
Мы строили, оказалось – творили историю
Накануне юбилея в редакцию пришли письма от первостроителей порта, публикуем отрывки из некоторых.
17 апреля 1971 года… В тот день я ехала из Находки во Врангель по поручению комитета комсомола треста ДМГС на субботник, предстояла встреча с земляками из знаменитого одесского «десанта»: Виктор Долгов, Елена Нерубальская, Александр Рапопорт, Геннадий Довнер… На «пятачке» (место, где собираются строители) уже много народу. Виден плакат, который писали ночью, чтобы краска высохла к утру: «Всесоюзная ударная комсомольская стройка». После митинга – работа, затем студенты ДВГУ организовали концерт.
Было большое воодушевление, я решила перевестись из Находки на работу во Врангель. На пароходе «Приморье» жила в четырехместной каюте (очень донимали крысы и тараканы). Работала озеленителем. Потом — в комсомольско-молодежной бригаде под руководством Валерия Козлова, строили водозабор на реке Хмыловка. Делали многое: рыли котлованы, возводили стены, занимались отделкой жилых зданий. Работали в выходные, во вторые смены. И сегодня, через 40 лет, хочется повторить за находкинским поэтом и журналистом Геннадием Фокиным: «Мы строили, оказалось – творили историю».
Немного о себе. Прибыла по комсомольской путевке из Одесской области в 1971 году. Обучилась в учебном комбинате треста ДМГС на штукатура-маляра, почти всю трудовую жизнь проработала отделочником в бригаде Надежды Юдиной. Сейчас на пенсии.
Татьяна Словеснова, председатель совета первостроителей Всесоюзной ударной комсомольской стройки «Восточный порт»***
После восьмого класса обучилась в ГПТУ на отделочника. В 1972 году вышла на работу в ПСМО-18. Начальником участка был Кириенко Геннадий, мастером – Вахрушев Виктор. Год ездила на работу на автобусах. Потом дали место в общежитии на пароходе «Приморье», еще через год — комнату в бараке, где был и детсад. В него и ходил мой трехлетний сын Алексей.
Много чего мы построили – клуб, магазины, дома. Вечерами – фильмы в летнем кинотеатре, танцы. Работала с Федоровой Раей, Ручко Надеждой, сестрами Ермолаевыми, Машаргиной Олей, Федякиной Галей, Дячковой Валентиной, Бусел Тамарой.
Валентина Ярошенко (Эктова)***
В старинном украинском городе Умань после школы работала на книжном складе. Читала много стихов. И мне всегда хотелось поехать на большую стройку. В 1970 г. в наш город приехала Крохина Галина Ивановна, она пригласила активную молодежь в Находку. Нас было шестеро, которым вручили комсомольские путевки.
Работали в СУ-404 в бригаде Н. Петренко, заодно учились строительной специальности. В свободное время вечерами мы ходили в детскую комнату милиции, занимались с детьми, дежурили в оперативном отряде. Это нам очень помогло в жизни.
Когда объявили ударную стройку, уволились и переехали во Врангель. Любое дело нам было по плечу. Мы верили, что настанет время и сбудется наша мечта – построить порт на Тихом океане.
У нас был турклуб «Одиссей», им руководил Саша Морешов. В свободное время ходили в походы. Ездили на открытие памятника Виталию Баневуру, возложили венок от нашей стройки. В честь героя-комсомольца было предложение назвать наш порт и город Баневур.
Всегда рядом мои друзья – Таня Словеснова, Мария Радалова, Юра Кошарный, Гена Коваленко, Валя Бабкина, Саша Морешов. Мы все успевали, нам хотелось больше работать, приносить пользу нашей стране. И в минуты воспоминаний поем: «Как молоды мы были, как искренно любили, как верили в себя».
Ольга Мальченко (Киргизова)На митинге в тот день, 17 апреля, комсомольцы дали клятву на верность той цели, ради которой они сюда приехали со всех уголков Советского Союза — построить свой порт и город. А начиналось все гораздо раньше.
Даты и факты
Зимой 1968 г. на берег бухты высадились изыскатели Дальневосточного филиала научно-исследовательского института «Союзморпроект» с целью доказать возможность строительства здесь морского порта. После длительных исследований был дан ответ: «Емкость акватории, глубины, спокойный рельеф, благоприятная роза ветров, климатические особенности, территория для прокладки автострад и железной дороги дают право утверждать о возможности строительства порта».
По распоряжению правительства в августе 1970 года на берегу бухты Врангеля состоялась «первая планерка» представителей треста ДМГС и торгового порта. На ней шла речь о начале строительства нового порта или, как тогда считалось, четвертого грузового района торгового порта. Первыми на берега бухты пришли землеустроители, геодезисты, техника управления механизации треста ДМГС, в акватории бухты дноуглубительные работы проводил земснаряд «Зея» «Дальтехфлота».
19 ноября 1970 года раздался первый мощный взрыв, который взметнул в небо 20 тысяч кубометров грунта: управление механизации треста Дальморгидрострой (ныне ОАО «Комплекс») начало образование причала.
20 ноября 1970 года издан приказ №180 министра морфлота «Об организации дирекции строящегося нового морского порта в бухте Врангеля».
В декабре 1970 года прибыл первый комсомольско-молодежный десант из Одессы. Общежитием для строителей стал списанный теплоход «Приморье».
17 апреля 1971 года сооружение порта объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Отдельной строкой она упоминается в директивах партийных съездов, что сделало Восточный популярным и известным во всей стране. На протяжении многих лет добровольцы ехали сюда со всего СССР. Рабочей силы не хватало, и второй ударной силой на стройке были заключенные. После заборы с колючей проволокой убирали, и комсомольцы часто переделывали некачественную работу. Все основные объекты во Врангеле сооружал плавстройотряд № 18. Железнодорожную ветку и мост во Врангель со стороны Голубовки в это время прокладывала мехколонна № 18.
6 декабря 1973 года Виктор Андреевич Васянович назначен заместителем начальника НМТП по Восточному порту (26 апреля 1974 г. утвержден в самостоятельной должности начальника). На этом посту он проработал 13 лет, в сентябре 1987 уехал на строительство порта на Кубе. Во Врангеле ему поставлен памятник.
27 декабря 1973 года Государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первого перегрузочного комплекса — лесного. Это официальная дата рождения порта. Встал под загрузку экспортного леса в Японию теплоход «Шадринск». Однако «Шадринск» был не первым. Как вспоминает директор строительства порта Виктор Яценко, в конце ноября 1973 года в Восточном для «пробы» нагрузился теплоход «Тикси»:
«Дирекция и генподрядчик трест Дальморгидрострой как могли подготовились к встрече. На причале в вагоне-бытовке был сервирован праздничный стол с жареной картошкой и мясом и, конечно, водкой. Поднявшись на борт теплохода, управляющий трестом А. Андреев и я торжественно объявили морякам об историческом моменте, а те думали, как добраться домой, во Владивосток. Выручила предусмотрительность А. Андреева и его команды, в первую очередь — К. Исаковича: они подготовили к поездке во Владивосток автобус, который ждал на причале. Когда эта новость была объявлена по судовой трансляции, весь теплоход радостно загудел».
Вспоминает почетный житель Находки Карл Исакович:
— Начальником управления механизации в начале 70-х был Василий Григорьевич Караваев, я – главным инженером, за лесной причал получил первый орден. Первые два года строительства шли в «бой» с отечественной техникой: ближе к холодам на краны вешали стрелу, устанавливали клин-бабу и — долбили землю. Вот такая была технология, пока по линии министерства транспортного строительства благодаря началу строительства БАМа на угольном комплексе появилась японская техника Катерпиллар, Комацу, Като. И – пошло-поехало! И коллектив управления вырос до 600 человек. До сих пор помню славные имена — это экскаваторщики орденоносец Федор Лифантьев, три брата Буниных – Ефим, Петр и Василий, Белышев, Калинин, Бахтин, Шмаргун, отец и сын Захаровы, бульдозеристы Трусевский, Данилов, Гринев… Отмечаю Анатолия Свистунова, Дмитрия Семичева, Николая Тимошенко. В памяти крановщики Гринько, Критинин, Чмыхунов, машинисты башенных кранов прекрасные женщины Бармина, Валенда, Суржик, Попова, начальники участков Налобин, Медведский, начальники колонн Сивохин, Зайцев, Лебедев. Нельзя не вспомнить строителей Карпинина, Старостина, Чекалина, Кантакузина. Всех не перечислить, всем ушедшим – память, а живущим – поздравления и слова признательности от тех, кто сейчас может оценить их труд.
… После 27 декабря 1973 года в порту начался другой отсчет истории. Но это уже тема для последующих юбилейных дат нынешнего акционерного общества.
Подготовил Валерий БЕЛЬЦОВ НА СНИМКАХ: 1970 год, бригада водителей треста ДМГС А.Я. Медведского; памятник Васяновичу; начало строительства. Использованы материалы, фотографии МВЦ г. Находка и музея ОАО «Восточный порт»