В дождь и туман

  Жители села Беневского Лазовского района называют эти скалы Беневскими. Они начинаются в одном километре от крайнего дома и заканчиваются у вершины горы. С высоты птичьего полёта этот район можно было бы назвать городом скал. На площади в десять квадратных километров на отрогах хребтов и их склонах Всевышний расставил в каком-то только ему ведомом порядке сотни скал и массивов. У вершины величественно возвышаются три огромных гранитных монумента. Самый выдающийся из них — скала Жандарм, или Маяк. Какие геологические события создали этот уникальный для Приморского края город?

Руководитель геологического кружка центра детского туризма Находки Вячеслав Петров, который однажды побывал со мной в этом месте, сказал, что они сложены из гранита. Эта магматическая порода состоит из двух видов полевого шпата, а также кварца. С этими породами в Приморье связаны месторождения вольфрама и олова, золота и свинца, а также редких минералов – ниобия и тантала. Разрушается гранит под воздействием внешних факторов: дождевой воды, мороза и ветра. Вода, проникая внутрь горных пород на большие глубины, растворяет, выщелачивает многие минералы и выносит продукты разрушения в долины, а более прочные породы обнажаются. Но не внутреннее содержание скал влечет туристов к этому району, а их форма. Трудно описать словами работу мастера-природы над этими гранитными глыбами. Здесь не хватит никакого воображения. Нет ни одной одинаковой. Привязываем названия отдельных изваяний к зверям, птицам, геометрическим фигурам, но это лишь малая часть нашей фантазии.

Каждую осень я приезжаю в этот сказочный город дня на три-четыре. Вот и в этот раз в середине октября, выйдя из автобуса в селе Беневском, я направился к городу скал, но не по известному мне маршруту — по тропе с северо-восточной стороны, а с юго-западной. Для этого необходимо было пройти около шести-восьми километров от села в сторону Горячего Ключа, свернуть в распадок и подняться на вершину горы Беневская (856 метров над уровнем моря). Еще с вечера небо на юге Приморья затянуло тучами. Утро ничего хорошего не сулило. Мгла нависла зловеще и никакой надежды на ясный день не оставила. Пройдя около полутора часов по дороге, свернул на заросшую травой старую тропу, которая уходила в лес. Через пару километров вышел на лесосеку. У края поляны стоял автомобиль ГАЗ-66. Водитель автомашины грузил дубовые чурки в кузов автомашины, но увидев меня, работу прекратил. Всмотревшись, он удивлённо и даже как-будто бы обрадовано воскликнул:

— Фотограф! Мы с тобой встречались у Беневского водопада. Ты тогда спустился с горы Лысая.

— Да,- ответил я, хотя мужчину не узнал. — Клондайк тут у вас. Скалы, водопады…

— Нет, не знаешь ты, где есть уникальные скалы. Там такие, что тебе и не снилось! — гордо произнёс водитель. Мужчина рассказал мне о районе, где находятся эти удивительные скалы.

За лесосекой дорога закончилась. Неожиданно хлынул сильнейший ливень. Едва успел достать тент и им накрыться. Через полчаса дождь сменил туман. Он был настолько густой, что дальше десяти шагов ничего разглядеть было нельзя. Но что же делать? Компаса не взял. На туман в октябре не рассчитывал. Самое верное — это выходить на отрог хребта и по нему подниматься к большому хребту, на котором стоят обе высокие вершины. Вот и вершина. Но что такое? Это не хребет, а сопка. Везде крутое понижение. Куда идти? Пошёл на другую сторону и в результате спустился к ручью, затем вышел к ЛЭП, которая протянута от пос. Лазо к Беневскому и далее к курорту Чистоводному. Значит, её необходимо пересечь и двигаться далее. За противопожарной полосой, которая находится под ЛЭП, вышел на склон сопки. Спускаясь, оказался у ключа. Пошёл по нему, считая, что иду правильно, и опять вижу провода ЛЭП. Заплутал. Куда идти? Чтобы больше не сбиваться с пути, решил идти под линией ЛЭП. Пожарная полоса вывела на вершину. Но куда уходить от ЛЭП? Где этот большой хребет и где дорога? Решил, что меня устроит и то и другое направление. Если выйду на дорогу, то вернусь в село и начну поход заново. Если к большому хребту — тем лучше. Через несколько десятков метров начался спуск. Значит это не хребет. Сопка. Спустился. Попал в ручей. Пройдя по нему, вновь увидел провода. Все! Кто-то водит меня. Постояв на полосе, где-то вдалеке услышал лай собак. Там село. Хватит испытывать судьбу. Идти только вдоль линии. Надо ли говорить о том, что уже давно был мокрый до нитки. Хорошо, что было ещё тепло. Когда дошёл до тропы, то понял, что до вершины горы в этот день мне уже не дойти. По сути, поход для меня только начался. Через пять часов, как вышел из автобуса. Набрав бутылку воды, начал подниматься к вершине горы. Сил хватило дойти лишь до первых кедров. Здесь удобное место для палатки, и есть дрова. Сухие кедровые ветки разгорелись быстро. Вскипятил воду. Напился чая. Слышал от охотников, что под кедрами хорошо спится, но сон не приходил. Вслушивался в шорохи, которые раздавались за палаткой, крики ночных птиц. Проснулся от мычания коров. Начало светать. Выглянул из палатки. Сплошной туман. Но это был светлый туман.

Подъем крут. Много раз падал на землю, но отдышавшись, вновь поднимался и шагал вверх. Вот туман начал рваться, и я увидел соседние хребты. К моему счастью, на склонах увидел золотые пятна берёз и буро-коричневые — дубов. Вот и скала Жандарм. Можно расслабиться. В просвете над скалами увидел голубое небо. Все! Можно начинать снимать. Спешил не зря. Через несколько минут белый туман под жаркими лучами солнца стал на глазах рваться и исчезать. Снимал и снимал, пока в распадках были клочки тумана. Теперь, не теряя времени, сходить к цели похода — вершине горы Беневская. Эти две высокие вершины соединены лесистым хребтом с несколькими перевалами. Однажды я уже шел по этому хребту к вершине горы Беневская. Тогда на хребте лежал снег. Спускаясь в глубокий перевал, запнулся о лиану и покатился вниз. Остановило дерево. Ударился сильно, и о дальнейшем походе к вершине речи быть не могло. Возвращаясь к палатке, увидел следы тигра. Значит, он за мной наблюдал все время, пока я лазил у скал? Вернувшись к бивуаку, быстро собрал палатку и спустился к селу. Конечно, можно предположить, что и сейчас в этом лабиринте скал где-то может прятаться тигр. Иду к горе Беневская. Воды в термосе давно нет. Несколько раз приходила мысль прекратить поход к вершине и вернуться назад. Тогда зачем же весь этот поход!? Преодолел себя. Дошёл до вершины. И не зря! Именно отсюда просматривается почти весь район города скал. Это удача!

С вечера вновь навалился туман. И вновь бессонная ночь. У вершины кто-то ходил и ломал деревья. Очевидно, медведь. Кажется, это длилось всю ночь. Заснул только к утру. Около восьми часов утра выглянул из палатки. Темно как ночью. Густой туман. Что же делать? Надо быстро уходить. Пересекая крутой склон, поскользнулся на листьях и покатился вниз. Пролетев несколько десятков метров, ударился о дерево. Спас рюкзак. Он при падении оказался впереди меня. Трудно сказать, что бы произошло со мной, если бы я ударился о дерево телом. Попробовал подняться наверх, но ещё раз поскользнулся и вновь покатился вниз. На этот раз задержали камни. Удачно. Без серьёзных ушибов. Теперь, когда оказался почти на дне распадка, о возвращении назад и речи не было. Решил идти к селу распадком. Кроме того, найти тропу в таком тумане под листвой сложно. Крутой склон увел меня в ущелье, которое было завалено обломками скал. Начался дождь. Пробираться через мокрые камни стало намного сложнее. Начались падения. Дождь усилился и внезапно хлынул сильнейшим ливнем. Доставать тент было уже бессмысленно. Рюкзак и сумка с фотоаппаратурой повисли на плечах и шее тяжелыми гирями. Мешали перелазить через камни, упавшие деревья. Кусты и лианы останавливали. Почти каждый шаг требовал огромных усилий. В какой-то момент показалось, что сознание отделилось от тела. Полученные ссадины на руках и ногах, кровь не вызывали никаких чувств. Тело работало само по себе, а сознание как бы вообще отключилось. Небольшой ручей на глазах стал превращаться в ревущий поток. Шёл не выбирая пути. Где было удобней. Чаще по воде. И ноги не чувствовали холода. Вдруг мелькнула мысль: а ведь я попал в ад. Что может быть на этой земле тяжелее и безысходней? Время для меня перестало существовать. Кажется, все это длилось бесконечно. Страха не было. Когда вышел в долину, то наконец-то осознал, что судьба или Бог дали мне возможность ещё пожить на белом свете. Только тут посмотрел на часы и был крайне удивлён. Шёл второй час дня. Выбирался из ущелья более пяти часов. Вместо того чтобы уехать на первом автобусе, едва успевал на последний. Когда сел в автобус, он показался для меня раем. Окончательно расслабившись, почувствовал: нет такого места на теле, которое бы не причиняло боль. Ноги посбивал и стёр до крови. Руки в бесчисленных ссадинах и кровоподтёках. Из некоторых ран продолжала сочиться кровь. Тем не менее я был несказанно рад, что путешествие закончилось. О городе скал узнал больше. Погода подарила мне несколько творческих часов. Снимки должны получиться. Так закончилось шестое путешествие в этот удивительный район.

Владимир МАРАТКАНОВ, фотохудожник. Фото автора
На снимках: скала Жандарм; скала Белочка; скала Птенец
 
Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.