Всего 50 километров на север от столицы, и они выныривают, встают во всей красе, голубые и златящиеся на солнце купола знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Дорога идет под уклон, и на холме возникает чудесное видение – белокаменные стены древней духовной обители. В воскресный день здесь многолюдно — тысячи людей со всех концов страны совершают паломничество в Лавру, в толпе звучит иностранная речь. С трудом припарковавшись и купив входной билет, иду к древним монастырским воротам.
У входа в монастырь останавливаюсь перед памятником Сергию Радонежскому, основателю обители.
По древнему преданию, мы знаем, что Великий Светильник Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых бояр. После смерти родителей он оставил имущество брату Петру и обратился к овдовевшему брату Стефану, убедив его отправиться на трудный подвиг, на «изыскание места пустынного»; этим было им положено начало необычного подвига. Стефан недолго выдержал тяготу пустынного жития и ушёл в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей (так звали юношу в миру) остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который и постриг его в иноческий чин с именем Сергий.
Много тяжёлых испытаний пришлось пережить подвижнику в борьбе с холодом, голодом, искушениями, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил. Слухи о его подвижническом житии скоро разнеслись по окрестностям, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих, и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления. Наконец пришли к нему и желающие подражать ему в подвиге. Так постепенно вокруг одинокой церквушки, срубленной монахом, образовались новые строения, и с годами возник монастырь, обнесённый высокой стеной.
Дух захватывает, когда осознаёшь, что это и есть те самые ворота, из которых уходил на битву с Мамаем Дмитрий Донской с войском. Вот табличка на монастырской стене, повествующая о том, что отсюда ушел инок Александр Пересвет на поединок с «татарским воином». Имя врага на святой монастырской стене не написали, но из истории мы знаем, что это был Челубей, свирепый татарский воин, обладавший недюжинной силой. Тем не менее известно, чем закончился его поединок с Пересветом – он проиграл.
Русский богатырь удержался в седле, и лишь когда лошадь вернулась к войску Дмитрия Донского, все увидели, что Пересвет мёртв. И эта победа в поединке перед битвой вдохновила воинов, разгромивших Мамая на Куликовом поле. Это произошло 8 сентября 1380 года. Благословение русского воинства на великую битву было самым ответственным и героическим временем в жизни преподобного. Время для Руси было грозное, и самый мирный подвижник без колебания благословил князя и воинство на подвиг за правое дело.
Своды арки, под которой проходишь внутрь монастыря, расписаны библейскими сюжетами, часть из них — в реставрационных лесах, так же как церковь Иоанна Предтечи и трапезная, которые находятся слева от входа. А вот направо — прекрасный действующий храм Успения Пресвятой Богородицы. Несомненно, у Сергия было глубокое почитание Богоматери, видения которой он удостоился на закате дней. Это событие относят к времени рождественского поста 1387 года. И, видимо, не случайно самый красивый собор Лавры назван в честь Богоматери.
Внутри него торжественно и тихо. Паломники молча ставят свечи и молятся. Вполголоса рассказывает экскурсовод об истории Лавры. Здесь много картин портретного типа, изображающих лики подвижников и святых, здесь же находится одна из старинных реликвий – гроб, сделанный руками Сергия для самого себя. Несмотря на прошедшие века, он неплохо сохранился. Когда всем желающим посетить монастырь не хватает места в недорогой гостинице, паломникам разрешают оставаться на всенощное бдение. Для этого внутри собора расстилают длинные паласы. Вблизи собора находится усыпальница царей Годуновых, а на ступенях храма — тумба с предложениями пожертвовать на восстановление монастырского комплекса.
Несмотря на реставрационные работы, монастырь производит впечатление ухоженного и любовно обустроенного места. Трава и деревья аккуратно подстрижены, жёлтые тюльпаны тянут к солнцу свои бутоны. Практически все постройки отремонтированы – стеклопакеты, побеленные и свежевыкрашенные стены, а их на территории монастыря немало. Особенное впечатление производит живописный купол в центре монастырского двора. Строение, напоминающее беседку, внутри бьёт живой источник, и желающие набрать святой воды могут купить красивую пластиковую бутылочку с тиснением Сергиева Посада. По преданию, источник с живой водой возник по молитве преподобного, когда монастырской братии, увеличившейся со временем, стало не хватать воды.
И самый волнительный момент – это посещение усыпальницы, где находится рака с мощами преподобного Сергия Радонежского. Вход в неё предваряет просторное помещение, где паломники приобретают свечи, пишут свои имена и имена близких, за которых просят. Чтобы попасть к усыпальнице, необходимо отстоять длинную очередь. Здесь каждый думает о своём, сокровенном, и потому люди молчаливы и сосредоточены. Сама усыпальница очень красиво отделана под чернёное серебро, перед ней изображение Сергия и множество лампад из цветного стекла. Несмотря на обилие народа, тихо. Люди молча подходят, склоняются в глубоком поклоне перед великим святым, некоторые благоговейно прикладываются губами к усыпальнице, ставят свечи и так же молча уходят, освободив место для других. Не иссякает людская река, не уменьшается поток духовно страждущих, желающих приобщиться к великому русскому святому, положившему жизнь на служение Руси.
Академик В. О. Ключевский сказал: «Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Это имя сохранило силу непосредственного личного впечатления, которое производил преподобный на современников; эта сила длилась и тогда, когда стало тускнеть историческое воспоминание, заменяясь церковной памятью, которая превращала это впечатление в привычное, поднимающее дух настроение. Так теплота ощущается еще долго после того, как погаснет её источник. Этим настроением народ жил целые века; оно помогало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок». Из истории мы знаем, что московские цари совершали богомольные походы к Троице, восточные патриархи, приезжавшие на Русь, также посещали знаменитую обитель и поклонялись её святыне. Русский народ – от сильных мира сего до последнего нищего – на протяжении столетий непрерывной вереницей шёл на поклонение к гробу чудотворца Сергия, и чистые сердца находили ответ на моления свои, получая духовную радость и исцеление немощам.
Ко всему мне остаётся добавить, что Троице-Сергиева Лавра считается главной святыней страны. Стремительный век информационных технологий и инновационных прорывов не поколебал её древнейших устоев. Здесь так же, как и века назад, горят золотом купола, раздаются мелодичные удары колокола и возносятся молитвы. Покидая это место, уносишь в сердце благоговейные минуты прикосновения к великому Облику и истории нашей родины — великой России.
Анна ТАРАБРИНА