Гости из Красного Яра

В этническом комплексе «Палеодеревня» прошёл день удэгейской культуры. Национальные танцы, сказки, игры, обряды показывали находкинцам участники ансамбля «Агдайми», которые подружились с находкинскими ребятами в 2009 году во время фестиваля «Живой источник», когда впервые приехали в палеодеревню.

«Агдайми» по-русски — радость

Пребывание удэгейцев — событие само по себе очень значимое. Творческий коллектив «Агдайми» в составе 20 человек приехал из села Красный Яр Пожарского района, преодолев на небольшом автобусе более 600 километров.

Ансамбль участвовал в самых разных национальных фестивалях и праздниках в России и за рубежом — во Франции, Швейцарии, Японии и Корее. Последние гастроли по стране были в г.Казани, где проходили дни культуры Приморского края в Республике Татарстан. Танцы «Агдайми» — настоящие костюмированные музыкальные спектакли, завораживающие публику своей необычностью и непосредственностью. Участники изображают повадки диких зверей и птиц, действия охотников, рыболовов, сборщиков дикоросов — то, что наблюдают в своей жизни удэгейцы и чем занимаются сами. Постановками танцев занимается руководитель ансамбля Галина Богданова, она — удэгейка, коренная жительница села Красный Яр. Закончив Уссурийское училище культуры, она вернулась в родные места и в 1998 году возглавила уже существовавший ансамбль «Агдайми». На концертах танцоры легко контактируют со зрителями, делая их участниками всего того, что происходит на сцене, вовлекая в игры, сказки, состязания, даря им улыбки, смех и весёлое настроение. Не случайно «Агдайми» по-русски — радость.

Выступление удэгейцев в палеодеревне стало ярким, красивым праздником для находкинских ребят и гостей города из оздоровительного лагеря «Приморский», где в эти дни отдыхали ребята из детского дома Комсомольска-на-Амуре.

— Принято считать, что удэгейцы, нанайцы, орочи, прозванные позже с подачи ученого и писателя В.К. Арсеньева «лесными людьми», — единственные представители рода человеческого на наших территориях со времен сотворения мира, — отметила руководитель комплекса «Палеодеревня», заместитель директора МВЦ «Находка» Марина Нургалиева. — Первые российские экспедиции нашли в Приморье тихие и удобные гавани, идеально подходящие для обустройства портов, плодородные долины, никем не засеянные, и только в тайге в верховьях местных рек им встретились простодушные и трудолюбивые люди, на современном чиновничьем языке именуемые коренными малочисленными народами. Откуда взяли начало эти удивительные народы, сегодня однозначно не может ответить никто. Точно известно, что удэгейцы, нанайцы, ороки, орочи с древнейших времен живут на Приморской земле. В эпоху Средневековья эти народы были включены в состав чжурчжэньской империи. И после ее распада «лесные люди» остались в дальневосточной тайге, ведут традиционный уклад охотников и рыболовов до сегодняшнего дня. Мы, жители края, как никто другой, должны знать об их жизни, истории, традициях. Сейчас на территории России удэгейцы являются малочисленной народностью. Их всего около двух тысяч человек. Мы гордимся тем, что у нас зародилась крепкая дружба с коллективом удэгейского ансамбля «Агдайми», замечательными творческими людьми из таёжного села Красный Яр, которые бережно хранят культуру, традиции, обычаи своих предков и знакомят с ними окружающих.

Директор муниципальной школы села Красный Яр Галина Канчуга, которая приехала вместе с ансамблем в палеодеревню, рассказала о том, что удэгейцы, когда видят интерес к своей культуре, с удовольствием говорят о своей жизни, обучают национальным обрядам, навыкам в охоте и рыбалке, приготовлении еды. Она выразила благодарность сотрудникам Музейно-выставочного центра г. Находки за приглашение и всем зрителям — за внимание. Отметила и то, что их поездка состоялась благодаря поддержке Общины коренных малочисленных народов «Тигр» во главе с Владимиром Аркадьевичем Ширко и депутата краевой думы Виктора Владимировича Милуша.

В день удэгейской культуры среди присутствующих было много желающих освоить стрельбу из лука, научиться стучать в бубен, играть на национальном музыкальном инструменте кункат, шаманским танцам, национальной игре дземге с острогами и травяными куклами, изображающей ловлю тайменя и т. д. Галина Богданова дала мастер-класс удэгейского танца «Журавли» для участниц ансамбля индийского танца «Аруна», созданного в Центре развития творчества детей и юношества.

— Нам давно понравился этот танец, мы включили его в свой репертуар и показываем на концертах. Но движения танцоров требуют корректировки, — сказала руководитель «Аруны» Ольга Крутикова. — Используя замечательный случай, мы попросили Галину Александровну поработать с нашими девушками, и она показала, как правильно выполняются танцевальные элементы.

Современные удэгейцы. Какие они?

Они — обычные люди, такие, как мы с вами. Но у них своя философия, понимание жизни и отношение к ней. У них можно поучиться жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Они умеют радоваться маленьким радостям и дарят теплоту своих сердец окружающим.

Участники ансамбля «Агдайми» рассказали много интересного о себе. В Красном Яре проживает около 600 человек, в основном — удэгейцы. Говорят по-русски и на своём удэгейском языке. Живут в частных домах, имеют огороды. Питаются в основном тем, что вырастят на них, добудут на охоте или рыбалке. Мясо дичи и рыбу употребляют в разных видах, в том числе и в сыром. Кстати сказать, Красный Яр расположен в тайге, поэтому встретиться с тигром, медведем, изюбром — для удэгейцев дело привычное. Но они не боятся этого, потому что постоянно обращаются к духам с просьбой о защите и вообще знают, что зверь просто так никогда на человека не бросится.

По сей день удэгейцы соблюдают специальные ритуалы, в процессе которых общаются с духами, которые, как они верят, могут спасти от болезней, смерти, принести в дом счастье и достаток. В селе один фельдшерский пункт, в котором работает медсестра. Врач приезжает каждую неделю из села Верхний Перевал, находящегося более чем в сотне километров от Красного Яра. Если в удэгейской семье кто-то заболевает, лечат заговорами и отварами трав. Шаманство развито там и сегодня. Если же болезнь серьёзная, человека отвозят в больницу г. Лучегорска. Магазины в селе есть, но в них — продукты первой необходимости и хозяйственные товары. Бытовой техники нет, да и в ней особой нужды у удэгейцев, как они сами сказали, нет. Информационные технологии пришли в Красный Яр, но электронная почта есть только у директора школы Г. Канчуги.

И этого жителям села достаточно. У компьютеров дети не сидят, предпочитают подвижные игры на свежем воздухе. С малолетства их приучают к рыбалке, охоте, сбору грибов, ягод и кореньев. В реках Пожарского района ловится ленок, хариус, таймень, щука и много другой разнообразной рыбы, из которой удэгейцы готовят необычные национальные блюда. Большое разнообразие здесь лесных ягод. Растёт голубика, клюква, боярышник, дикая малина, жимолость. Очень много грибов. Осенью жители села выходят на сбор кореньев женьшеня. По заказам продают его, чем и зарабатывают. Вообще к деньгам эти люди относятся спокойно, считая, что не в них счастье и смысл жизни. И яркий пример тому — семья Галины Канчуги (на снимке вверху). Вместе с мужем Василием они вырастили троих детей. Старший, Роман, — военный, служит в погранчасти, средний, Юрий, учится в Хабаровском университете культуры на режиссёра массовых праздников, младшая, Маша, поступает в этом году в Санкт-Петербургский этнический университет на преподавателя удэгейского языка. Юрий и Маша — участники ансамбля «Агдайми». Несмотря на сложности своей жизни, Канчуги взяли на воспитание из детского дома четырёхлетнюю русскую девочку. Они убеждены, что нельзя проходить мимо чужой беды, если в состоянии помочь обездоленным людям.

Открытость сердец, доброта, непосредственность, оптимизм, любовь к жизни, желание дарить радость окружающим и готовность поддержать в трудную минуту — именно человеческие качества доминируют у удэгейцев над материальными благами.

Ирина ШУМЕЙКО, фото автора
 
Запись опубликована в рубрике Многонациональная Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.