22 декабря 1990 года Пенсионный фонд Российской Федерации отмечает день рождения – 20-летие своего создания. В преддверии этой юбилейной даты мы встретились с начальником управления ПФР по Находкинскому округу, отличником Пенсионного фонда Российской Федерации Натальей Макаровой. У нас состоялся разговор о пути, который прошёл руководимый ею коллектив за эти два десятилетия.
-
Наталья Владимировна, первые годы были, наверное, самыми сложными. С чего начиналась деятельность управления?
– С организации группы уполномоченных, которую возглавила Наталья Паршикова. Все трудности этого сложного периода приняли на свои плечи Наталья Спичкина, Людмила Алексейчук, Людмила Иванчей, Ольга Орлова и другие. С созданием фонда средства пенсионной системы были выведены из государственного бюджета и стали сферой самостоятельного бюджетного процесса.
-
Какой была тогда основная функция Пенсионного фонда?
– Она заключалась в сборе страховых взносов и направлении их на финансирование выплат пенсий.
-
Чем запомнился тот период?
– СМИ сообщало об огромных очередях у отделений почтовой связи во многих городах страны, люди жгли костры, дожидаясь пенсии, которую не получали порой несколько месяцев. И лишь в некоторых, в том числе и в Находке, она выплачивалась своевременно и в полном объёме.
-
С годами задачи, наверное, усложнялись?
– Первый этап начался в 1998 году. Создавалась система персонифицированного учёта, в которой отражались индивидуальные данные каждого гражданина. Показатели, определяющие пенсионные права, стали фиксироваться не в момент обращения людей за оформлением пенсии, а в реальном времени их трудовой деятельности. Эту сложную задачу пришлось решать Елене Феоктистовой, Ольге Мялкиной, Людмиле Кукурузяк, Наталье Тумилович. Кстати, на сегодняшний день в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрировано около 170 тысяч граждан.
-
Наталья Владимировна, вы возглавили коллектив управления Пенсионного фонда в очень непростое время. В январе 2002 года в стране был запущен механизм преобразований пенсионной системы. С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Их было множество. Прежде всего – впервые в истории в основу пенсионной системы в России были положены страховые принципы. Размер пенсии в новой модели стал определяться не столько стажем работника, сколько реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. В связи с этим 18 января 2002 года в нашем городе было зарегистрировано управление Пенсионного фонда РФ, а уже 1 февраля произошло объединение отделов назначения и выплаты пенсий органов социальной защиты населения с Пенсионным фондом. Представьте ситуацию, когда пришлось столкнуться с острой нехваткой помещений для работы и приёма посетителей, отсутствием материально-технической базы, дефицитом квалифицированных кадров… В этот очень сложный период нашей службы поистине выручили, внесли большой вклад в развитие службы грамотные и ответственные специалисты: Нина Грушина, Людмила Матвеева, Наталья Гречкина, Ирина Стрельникова, Арина Ершова, Олеся Гайденко и многие другие.
-
В начале 2007 года на слуху у всех было нововведение – государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал. Функция выдачи его была возложена на ПФР. Работы прибавилось?
– Разумеется. Изначально закон не предусматривал распоряжение средствами МСК до достижения 3-летнего возраста второго или последующего ребёнка. Но в конце 2008 года в связи со сложной экономической ситуацией в стране законодательно было принято решение направлять средства МСК на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребёнка. Наше управление выдало 2,5 тысячи государственных сертификатов. Около 300 семей использовали средства материнского капитала, а это около 90 миллионов рублей, на улучшение жилищных условий, образование детей и накопительную часть пенсии мамы. Всю эту работу организовали Татьяна Зубарева и Наталья Кулик.
-
Работа с людьми, непосредственное общение с посетителями, думается, требует от специалистов таких качеств, как терпение, выдержанность, корректность. Сколько примерно человек ежегодно обращаются в клиентскую службу?
– Более 65 тысяч. Наиболее часты обращения по вопросам назначения и перерасчёта пенсий, других социальных выплат, обязательного пенсионного страхования. В этом структурном подразделении управления трудятся высококвалифицированные специалисты, которые умеют выслушать человека и помочь. Это – Валентина Гуриненко, Александра Золотарь, Лариса Архипова, Ольга Кравченко.
-
Наталья Владимировна, чего удалось коллективу добиться за 20 лет?
– Он стал одним из лидеров по основным направлениям деятельности, неоднократно занимал призовые места, побеждал в соревновании между подразделениями ПФР в Приморском крае и Дальневосточном округе. Полностью решены проблемы технического и материального оснащения, созданы нормальные условия труда. Кстати, с нашим юбилеем совпало ещё одно приятное событие: после новогодних праздников состоится переезд в капитально отремонтированное здание. Это стало возможным благодаря главе Находкинского городского округа Олега Геннадиевича Колядина. Вокруг здания проведён большой объём благоустроительных работ. Находится оно рядом с остановкой «Комсомольская».
-
Известно, что управление не только обслуживает пенсионеров, но и активно сотрудничает с многочисленными организациями, компаниями…
– Это так. На учёте в качестве страхователей состоит 7,7 тысячи работодателей и 6,7 тысячи индивидуальных предпринимателей. Мы обслуживаем более 42 тысяч пенсионеров. Ежегодно расходуем около трех миллиардов рублей на выплату пенсий и других социальных выплат. На сегодня средний размер трудовой пенсии составляет 7 937 рублей.
Хочется отметить, что в настоящее время в управлении трудится стабильный и слаженный коллектив настоящих профессионалов, способный решать любые задачи, поставленные перед ПФР президентом и правительством страны.
Всех коллег и ветеранов управления Пенсионного фонда искренне поздравляю с юбилеем ПФР и желаю творческих успехов, крепкого здоровья и благополучия.