Оказавшись в квартире Лидии Фёдоровны Дмитриевой, невольно подумал, что попал в музей народного творчества. На столе, в серванте, на кухне, по стенам и на полу — везде были размещены её поделки. Они привлекали к себе яркой цветовой гаммой, богатой фантазией и замысловатостью автора, заставляли подолгу любоваться творением рук человеческих.
— Какая красота, — не выдержал я, рассматривая вазы из пёстрых ленточных цветов. — И сколько же лет вы занимаетесь этим творчеством?
— По молодости шила, вязала, старалась сама одевать детей, причём не просто, а красиво, со вкусом. Почти в каждом моём изделии присутствовали рюшечки, кантики, бантики… Мы с мужем воспитали троих дочерей и сына. Они всегда ходили в нарядных платьицах, юбочках, брючках, вязала для них шарфы и шапочки, — рассказывает гостеприимная хозяйка.
Это занятие было не только подспорьем для семьи Дмитриевых, но и любимым увлечением Лидии Фёдоровны, которое с каждым днём всё больше и больше захватывало рукодельницу. За основной работой практически мало оставалось времени на то, чтобы дать простор фантазии, раскрыть талант и душу в своих изделиях и поделках. Многие задумки стали осуществляться только после того, как вышла на заслуженный отдых.
Как-то она проходила мимо отдела тканей и невольно обратила внимание на шёлковые ленточки. Они были разной цветовой гаммы и размеров. В основном эти ленточки используются для украшения одежды, а ведь спектр применения может быть гораздо шире, подумалось ей. Поначалу стала делать из них подарочные корзиночки, плести цветы на проволочной основе. Только на одну штокрозу уходило более пятнадцати метров шёлковой ленты. Видя плоды собственной фантазии, она хотела расти и расти.
Однажды случайно встретилась с рукодельницей из Врангеля. Слово за слово — разговорились, поделились секретами. У неё-то Лидия Фёдоровна и научилась делать бумажные рифлёные вазы разной формы. Спустя некоторое время зашла в бутик «Идея», что в «Китайской стене», где очень понравилась посуда, украшенная декупажем. Как красиво, подумала Лидия Дмитриева, и, загоревшись новой идеей, постепенно освоила и это направление. Сегодня она успешно украшает декупажем как фруктовые, так и другие композиции, подарочные бутылки шампанского, тарелки, кружки, чашки, банки для хранения приправ и сыпучих продуктов, бутылки из-под воды и сока, которые запросто могут послужить в качестве ваз для цветов. И всё это получается у неё оригинально, со вкусом.
— Одни корзиночки плету из цветной проволоки, другие, как, например, вот эту, сделала из газеты «Находкинский рабочий». Всё очень просто. Сложила газету тоненькими полосками в несколько слоёв, заплела вокруг проволочного основания, а потом покрыла коричневым лаком. При такой технологии даже тонкая бумага становится настолько твёрдой, что в корзиночку или вазу можно насыпать конфеты, фрукты, и, держа за ободок, запросто переносить её с места на место. А эта конфетница сделана из тоненьких ниточных канатиков. Макраме — одно из любимых направлений моего творчества, — сказала Лидия Фёдоровна.
Расхаживал я по её квартире, восхищаясь то одной, то другой вещью. Вот красуется, будто сказочный, изготовленный из разноцветных шёлковых ленточек цветок под названием «Туси-муси» для украшения штор. Вот вышивка на мешковине под тематическим названием «Пшеница». Вот хороводом стоит хор матрёшек «Берегиня», изготовленных из волокон льна и кусочков пёстрой ткани. А это необычная ёлочка на проволочной основе, украшенная конфетами и дождиком, панно на тему осенней фантазии, художественно обрамлённое мелкими морскими ракушками, специально привезёнными по заказу Лидии Дмитриевой из южных стран. А как оригинально смотрится икебана из сухих веточек, раскрашенных шариками пенопласта и ленточными цветочками… Ничего сложного, а красиво. Бросается в глаза декупаж на большой тарелке, где в центре — фото автора, а вокруг наклеены россыпи разноцветных камней. На других тарелках красуются рисунки спящего котика, дракончика, цветов…
— Любое творчество обязательно отнимает массу времени и сил, и моё — не исключение, — делится Лидия Фёдоровна. — Составляя любую композицию, требуется выполнить немало грубой и тонкой работы — там нужно подпилить, там подкрасить, там обточить… Работа кропотливая, но интересная. За увлечением порой не замечаешь, как на руках появляются мозоли. Для того чтобы изготовить ёлочку из ленточек на проволочной основе, надо корпеть над ней как минимум часов пять-шесть. И в каждую вещь, чтобы она радовала тебя и посторонних, нужно уйти, как говорится, с головой. Здесь не обойтись без таких качеств, как усидчивость, терпение, собственная неудовлетворённость… Иногда приходится разбирать поделку до основания и работать над ней по-новому.
Часть расходного материала Лидия Фёдоровна покупает в магазинах, ракушки собирает на берегу моря, когда бывает на даче, собирает сухие веточки кустарников, камыша, которые тоже идут в дело. Глядя на её кропотливую работу, почему-то вспомнил строчки из стихотворения Анны Ахматовой о том, как рождаются стихи. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как жёлтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен. На радость вам и мне…» — писала некогда великая русская поэтесса.
Иногда Лидия Дмитриева возвращается с дачного участка вечером уставшая, а в голове уже бурлит идея той либо иной поделки. Переступив порог квартиры, быстренько перекусит, и за дело. Иногда, не замечая усталости, может просидеть за рукоделием до полуночи.
— В совокупности я уже освоила десять видов творчества, включая бисероплетение. И буду обязательно расширять свой кругозор. Научилась шить оригинальные пушистые подушки, которые украшают интерьер нашей квартиры. Недавно их коллекцию пополнила новой партией из Бельгии. Каждая из них стоит 1,5 тысячи рублей и ждёт своего часа, чтобы под воздействием крючка обрести пушистость и оригинальный вид. В ближайшее время хочу научиться валянию. В общем, если что-то увижу необычное, обязательно научусь это делать сама, иначе буду болеть. И вы знаете, за что ни возьмусь, всё у меня получается, всё осуществляется. Недавно сделала оригинальную рамку для фотографий, на днях работала до полчетвёртого ночи и закончила дерево из натуральных кофейных зёрен, сейчас тружусь над мандариновым деревом. От этой работы испытываю особое удовольствие, им наполнена вся моя жизнь, и в отличие от сверстниц всегда на подъёме, — поделилась окрылённая Лидия Фёдоровна.
Этим творчеством уже серьёзно «заболела» и её дочь Настя. Первые цветочки из бисера она сделала ещё в пятом классе, потом сплела из этого же материала ёлочку, а будучи студенткой, взялась за более сложную работу — подарочное кофейное дерево. Окончив университет, сегодня Настя работает в торгово-развлекательном комплексе «Тихоокеанский». Она тоже не любит останавливаться на достигнутом. Освоив бисероплетение, стала заниматься декупажем. Где-то учится у мамы, где-то черпает знания из Интернета.
— Как муж относится к вашему творчеству?- спрашиваю Лидию Фёдоровну. — Хватает ли времени заниматься домашними работами?
— Я шеф-повар пятого разряда. Одно время даже хотела пойти в море поваром, но муж возражал. Так что готовить я умею и люблю.
— А вам нравится творчество жены? — спрашиваю Александра Сергеевича.
— Если ей по душе это увлечение, то и я, конечно, не против. Пусть занимается, раз это приносит ей удовольствие.
…Лидия Дмитриева давно потеряла счёт своим поделкам. Только одних корзиночек в её «арсенале» насчитывается более полусотни. А сколько цветов, других поделок… Очень много подарено знакомым и близким.
— Меня часто спрашивают, почему не продаю свои работы? Конечно, это бы стало хорошим подспорьем для семейного бюджета. Откровенно говоря, мне жалко продавать красоту. Ведь в каждое изделие вложены не только силы, но и частичка моей души. И каждое из них мне по-своему дорого, — сказала Лидия Фёдоровна.
Владимир ФЁДОРОВ