Доброе имя создаётся на порядочности

На вопросы отвечает директор морского кадрового агентства «Прометей» Татьяна ГОЛОВИНА.

  • В чём заключается специфика вашей работы?

— В поисках вакансий обращаются как моряки, так и рыбаки разных возрастов из многих точек дальневосточного региона. Их данные вношу в компьютер и приступаю к поиску работы не только на находкинских, но и приморских, сахалинских и камчатских предприятиях. За восемь лет работы кадровики многих судоходных компаний хорошо знают меня, частенько сами выходят на «Прометей» в поисках нужных специалистов. Вал обращений по трудоустройству обычно приходится на осень. Летом все хотят отдыхать, а на зиму – в море. Поэтому с марта по октябрь, как правило, судоходные компании страдают от нехватки кадров. Плотно работаю с «Наядой», «Инсоф-Марин», «Пеленгой», «Альфа-Круинг», «Прим-танко», «Фортуна-танкер» и др. Обращаются люди разных возрастов и морских специальностей.

Бывает, объявления по трудоустройству размещаю в СМИ, но зачастую моряки узнают о нас друг от друга и приходят по чьей-то рекомендации. А друзья, как известно, плохого не посоветуют. Обычно в день обращается 15-20 человек, для каждого стараюсь подобрать подходящую работу: чтобы устраивала зарплата, условия труда… Получить с моряка за услугу деньги и «запихнуть» его хоть куда-нибудь – не мой метод работы. Несём ответственность и перед работодателями – стараемся направлять им таких людей, у которых нет судимостей, грубых нарушений трудового законодательства, например, уволенных по 33-й статье КЗОТа и пр. Отсюда и доверие высокое к нашей фирме.

  • Сегодня особенно необходима ваша помощь начинающим морякам…

— Действительно, в последнее время в российском законодательстве происходит очень много разных изменений, и разобраться в них часто весьма сложно. Например, как сделать единый рабочий диплом моряка. Куда идти? С чего начинать? Службу капитана рыбного порта давно сократили, осталась администрация капитана торгового порта, да и то филиал. Стармех или капитан сюда не пойдут, так как у них уже есть опыт решать свои кадровые вопросы. Идут в основном новички, которые зачастую не знают, как заполнить анкету на получение удостоверения личности моряка, где можно отучиться на матроса, как получить сертификат, сформировать минимальный пакет документов для работы в море и т.п.

Как правило, это молодёжь, которая не может найти на берегу хорошо оплачиваемой работы, а желание создать семью, заработать на квартиру, купить нормальную машину есть. Ни в службе капитана порта, ни в судоходных компаниях ответов на свои вопросы ребята не находят, потому что это не входит в их обязанности. А мы предоставляем им любую интересующую информацию и даём необходимые консультации за определённую плату.

  •  Татьяна Германовна, говорят, объединение дипломов моряка и рыбака в единый рабочий диплом породило некоторые сложности. Насколько это верно?

— Сложности для кого? Если для рыбопромышленных компаний – то да. Имея единый рабочий диплом, многие рыбаки стали искать работу полегче за такую же зарплату. На траулере нужно нести вахту, подвахту на рыбообработке, да ещё работать на перегрузе. А на сухогрузе он выполняет исключительно свои служебные обязанности. Как удержать людей от перетока? Только зарплатой. Если она не будет достойной, можно иметь флот, фрахты или квоты для вылова рыбы, но при этом не иметь специалистов для работы в море.Нормальный хозяин не только выжимает из своей коровы молоко, но, прежде всего, создаёт для неё нормальные условия содержания и рацион питания. И так в любом деле.

Сегодня мы вплотную подходим к тому периоду, когда для судовладельцев вот-вот наступят тяжёлые времена. Пока что они «выезжают» за счёт моряков старшего поколения, но пройдёт лет, скажем, пять-семь, и это поколение выйдет на пенсию. Что дальше? Где брать замену? Складывается парадоксальная ситуация: молодёжь хочет повышать свой профессиональный уровень, но у неё нет соответствующего образования и средств для его получения. Отсюда многие моряки, не имея должностного роста, так и остаются по жизни механиками или вахтенными штурманами. Хоть и ругаем мы совдеповские времена, но тогда предприятия посылали за свой счёт учиться ребят в учебные заведения, а потом трудоустраивали их.

Нужно и сегодня судовладельцам возрождать эту практику – оплачивать учёбу своих работников в мореходных училищах либо морских вузах. Так, к примеру, поступает Преображенская база тралового флота. Чтобы вырастить механика или штурмана, предприятие заключает с молодёжью взаимовыгодные контракты и направляет на учёбу. Получив морское образование, ребята должны отработать на предприятии пять лет, а потом всё на их усмотрение. Почему бы и другим компаниям не пойти по такому пути? С проблемой служебного роста сталкиваются и моряки со стажем. Чтобы закрепиться на определённых должностях, время от времени им необходимо проходить курсы повышения квалификации, продлить диплом – надо окончить соответствующие курсы. Из 100 человек с целью продления диплома здесь учатся примерно 98. И на этом успокаиваются. Но чтобы расти по служебной лестнице, нужно высшее образование, которое большинству моряков не по карману. К чему это может привести в результате? К тому, что скоро на рынке труда будет очень много вахтенных штурманов и вахтенных механиков, зато не будет старшего комсостава.

  •  В Находке насчитывается 30 морских кадровых агентств. Наверное, многовато для такого города?

— Да, вполне хватило бы семи-восьми. Поскольку рынок перенасыщен, между нами существует жёсткая конкуренция. К сожалению, порой нездоровая. Иные ради прибыли готовы на всё: обещают моряку чуть ли не золотые горы, а когда он приходит в судоходную компанию, оказывается всё далеко не так. Или собирают с людей деньги, а потом исчезают совсем либо меняют вывеску. В результате страдает работодатель, служба капитана порта и что самое страшное – клеймо непорядочности автоматически ложится на все кадровые агентства.

Некоторые из них, чтобы привлечь к себе людей, идут на снижение расценок на услуги. Чаще всего жители сельской местности быстро попадаются на эти уловки, а потом сильно жалеют. Моя точка зрения неизменна: чем жёстче конкуренция, тем качественнее должны быть услуги агентств. На неправде благополучие не построишь. Раз, два, три обманешь, потом это выйдет боком. Поэтому всегда стараюсь работать честно, дорожа именем компании. Некоторым это, видимо, не по душе, недоброжелатели уже раз пять или шесть снимали вывеску моей компании, чтобы люди не нашли «Прометей».

  • Поздравляю моряков округа и всех, чья судьба так либо иначе связана с морем. Желаю крепкого здоровья, финансового и семейного благополучия и успехов в нелёгком и опасном труде!
Материалы подготовил Владимир Пантюхов
Запись опубликована в рубрике Наш город. Добавьте в закладки постоянную ссылку.