Дороги зовут днём и ночью

ОБЕСПЕЧИТЬ чистоту города без работы муниципального унитарного предприятия «Дорожно-эксплуатационный участок» практически невозможно. Это с помощью его работников главные улицы Находки каждый день приводятся в порядок. В среднем ежедневно на свалку вывозится по меньшей мере десять кубометров, или четыре-пять больших грузовиков дорожного мусора. Труд у этих людей тяжелый и, к сожалению, малооплачиваемый, но от него напрямую зависят привлекательность и ухоженность Находки. На днях МУП «ДЭУ» исполнилось 45 лет. Юбилей стал поводом для встречи с его директором Виктором Маркусом.

  • Виктор Генрихович, расскажите немного о том, как начиналось ваше предприятие и что оно представляет собой сегодня.

— 12 августа 1965 года в Находке был образован дорожно-эксплуатационный участок. На первых порах здесь работало десятка три человек и несколько единиц техники. К середине 80-х автопарк увеличился до 25 единиц, в числе которых уже было десять спецмашин. А сегодня он насчитывает уже 55 машин, половина из которых – специального назначения. Основная задача — уборка главных улиц города от мусора, включая остановочные павильоны, видовые площадки, а также очистка ливнестоков, ремонт перехватов и т.д.

В зимний период сюда прибавляются уборка снега и подсыпка песка на подъёмах городских автомагистралей. В иные дни спецтехникой приходится рассеивать от 50 до 200 кубометров песко-соляной смеси. К примеру, за прошлый зимний период на эти цели израсходовали четыре тысячи кубометров смеси. А по весне всё это снова собираем с дорог и увозим за город в виде мусора. Работа у наших людей, конечно, нелёгкая. К примеру, дворники к 8 утра уже должны полностью убрать свои участки. Исключения зависят от погодных условий, например, снегопад, когда работы завершаются к полудню. Треть работ выполняется в ночное время.

В наши обязанности входит скашивание травы по откосам основных дорог. На этом ежедневно летом занято 12-14 человек. На протяжении последних пяти-семи лет выпиливаем деревья, в основном старые аварийные тополя. В целом объём работ по предприятию в денежном выражении сегодня уже подошёл к 75-80 млн рублей в год. Имеем две собственные производственные базы — на улице Зелёной и в Южном микрорайоне.

  • С таким парком техники можно, наверное, делать и гораздо большие объёмы…

— Парк действительно приличный, но, к сожалению, половина из него — машины со стопроцентным износом. На сегодня это пока основная причина, по которой мы не можем охватить весь объём работ, предлагаемых нам. С приходом главы города Олега Колядина эта проблема постепенно решается. Третий год подряд мы получаем новую технику, приобретённую за счёт средств местного бюджета. В прошлом году пришли две новые спецмашины, в нынешнем – пять, и ещё две на подходе. На будущий год ожидается поступление ещё пяти единиц. За последние годы удалось сделать капитальный ремонт производственных баз.

Также благодаря администрации округа у нас не стало задержек по зарплате. Пусть невысокая, но теперь она всегда выдаётся вовремя. А то ведь были времена, когда не получали денег по полгода. 

  • На какое время года приходится самый трудоёмкий период у дорожников?

— Пожалуй, на лето и зиму, когда начинается обильное выпадение осадков. Привлекается весь коллектив предприятия, чтобы выполнить поставленные перед нами задачи. Иногда вынуждены привлекать технику из сторонних компаний. Сами понимаете, не подсыпали улицы зимой на подъёме, сразу образовался затор транспорта, и город вмиг оказывается парализованным. Глава города к этим фактам относится очень строго. Еженедельно он совершает объезды по городу и лично контролирует наведение порядка, даёт указания. Мы их учитываем и выполняем.

  • Виктор Генрихович,  вы возглавляете это предприятие более двух десятков лет. Хотелось бы услышать о коллективе, которым руководите. 

— Приехал в Находку в 1980 году по распределению после Челябинского политехнического института. Начинал механиком, через полгода назначили главным механиком, через три года стал главным инженером, а с 1986 года — директором. Самое трудное в моей работе – работа с людьми. Каждый человек по-своему индивидуален и требует особого подхода. К счастью, мне удалось сработаться с этим коллективом. И мне приятно, что они дорожат мной, а я дорожу ими. 

Включая управленцев, сегодня на предприятии занято 200 человек. Если раньше на каждых 300 метрах Находкинского проспекта находился наш дворник в оранжевой жилетке, то теперь ими охвачена только центральная часть проспекта, остальные участки убираются бригадным способом. Коллектив сплочённый, работоспособный и мобильный. Есть у нас хорошая бригада из 20 человек, куда входят только одни женщины в возрасте от 20 до 50 лет. Она трудится уже несколько лет и, не в укор нашим мужчинам, работает качественнее.

Среди нас много людей, которые, несмотря ни на что, остаются верными своему предприятию. Я с удовольствием называю Ярославу Васильевну Коваленко, отдавшую МУП «ДЭУ» более 30 лет, а ныне пенсионерку, моего заместителя Марину Павловну Сумарокову, отработавшую у нас 26 лет, мастера текущего содержания Зинаиду Александровну Кутукову, рабочего Виктора Фёдоровича Говорина, Виталия Борисовича Сумарокова, который начинал здесь с водителя и потом вырос до начальника производственной базы, главного бухгалтера Любовь Даниловну Жаткину, вышедшую на пенсию, а теперь работающую техником ГСМ, кладовщицу Зинаиду Ивановну Князеву и др. А в целом я очень доволен этим коллективом и уверен — в трудный момент не подведёт меня. Это уже не раз было доказано в разных сложных обстоятельствах.  

  • В эти дни принимаете поздравления по случаю юбилея…

— В канун юбилея в адрес коллектива предприятия пришли поздравительные телеграммы от главы и думы Находки, депутата Законодательного собрания Приморского края Руслана Маноконова. Благодарен за оказанное внимание. Поздравляю моих коллег с 45-летием предприятия. Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия и не опускать рук.

Записал Владимир ФЁДОРОВ
На снимках: Виктор Маркус;
водитель спецмашины Александр Кондратенко; техника всегда готова
 
Запись опубликована в рубрике Юбилей. Добавьте в закладки постоянную ссылку.