Будущий рейс необычным будет и для Евгения Голощапова. Первый раз он идёт в море в должности старшего помощника капитана. Накануне мы встретились с Евгением Анатольевичем и попросили рассказать немного о себе.
— В 1998 году, после окончания находкинского профтехучилища, устроился в БАМР и ушёл в первый рейс практикантом на РТМ «Графит». В то время капитан-директором на нём был Юрий Орёл.
-
Где вели промысел, и какие впечатления от первого рейса?
— Работали на Гавайях. Добывали простипому, солнечник, берекс. Рейс оказался нелёгким, рыбы было очень мало. За одно траление поднимали на борт всего по одной-две тонны. Чтобы поймать хоть что-то, были вынуждены работать на больших глубинах, где нередко встречались подводные скалы, пики… Одним словом, намучились изрядно. Правда, как такового рейсового план-задания у нас не было, а была чисто поисковая экспедиция. Нас послали в разведку, чтобы иметь хоть какое-то представление о содержании рыбы в этом районе. Если бы её оказалось достаточно, БАМР был бы готов отправить на Гавайи целую экспедицию.
Запомнилась романтика. Прямо к борту подходили белые акулы, иногда они попадались даже в трал, демонстрировали фонтаны и разные трюки громадные киты. Климат здесь тропический, но в основном весь экипаж переносил погоду нормально. Днём температура держалась +35 — +40 градусов, на палубу под прямое солнце без надобности старались не выходить, чтобы не получить солнечного удара. И что ещё запомнилось — частенько накатывали очень высокие волны.
Вторую часть экспедиции работали на Курилах. Здесь уловы значительно лучше — поднимали по 20-30 тонн за траление. До сих пор не могу забыть, как красиво переливаются снежные вершины в лучах заходящего солнца. Впервые в своей жизни увидел Курильские острова. В разгар знойного лета — белые шапки никогда не тающих горных вершин, спящие вулканы, необыкновенные птицы, сивучи… Конечно, животный мир там весьма богат и разнообразен.
Потом ходил на филейщике «Константин Алексеев» с заходом в порты Южной Кореи, Китая, Японии и на других судах. Так постепенно море притянуло меня к себе, причём навсегда. Окончил судоводительский факультет ДМУ. Жизнь распорядилась так, что я вынужден был уволиться и года четыре работал в одной из камчатских рыбодобывающих компаний. Но в 2008 году снова вернулся в БАМР. На его добывающем флоте ловил минтай, палтус, работали на приёмке лососевых, на Камчатке принимали на переработку от москитного флота зубаря. Конечно, всех своих судов уже не помню. Зато на всю жизнь запомнилось имя капитана-наставника, который научил меня профессионально работать с тралом и поисково-навигационной аппаратурой. Это Юрий Альбертович Трухин. Я ему благодарен по сей день.
-
Кто посоветовал вам устроиться в БАМР?
— До 1978 года, ещё в УАМРе, работал мотористом мой дед Илья Игнатенко, который часто рассказывал про море. Я всегда хотел стать таким, как он. Наша семья в то время жила во Врангеле. Меня всегда манила романтика морских походов. В 1987 году родители переехали в Красноярск, а я после службы в армии на Сахалине вернулся в Находку и устроился в БАМР. Очень люблю свой город. Здесь прошла моя юность, здесь живёт моя семья, родились дети: Насте — 11 лет, Роману — четыре годика. Сейчас собираю документы, чтобы заочно продолжить образование на судоводительском факультете в Морском государственном университете имени Г. И. Невельского.
-
Евгений Анатольевич, не секрет, есть немало людей, которые вынуждены выполнять ту либо иную работу только для того, чтобы жить…
— Когда человек любит свою работу, тогда гораздо выше отдача и больше успеха. А самое главное, она приносит ему удовольствие. Моя профессия мне очень нравится, люблю наблюдать процесс траления и сам промысел. Обнаружили косяк, отходим от него примерно на милю, высчитываем глубину, на которую нужно посадить трал, погружаем сети — и вперёд… Если это кальмар, там свои промысловые тонкости. Моллюск подводное течение сносит в сторону почему-то больше, чем рыбу. Надо учесть и этот момент, чтобы взять в трал тонн 35-40. Мне очень нравится наблюдать в эхолот, как трал движется по дну и медленно вбирает в себя громадный косяк. Рождается в душе азарт. Честно говоря, я уже не представляю себя без рыбацкого дела.
-
Работать «на передовой» можно с полной отдачей только тогда, когда чувствуешь надёжный тыл…
— Это верно. На тыл жаловаться грех. Зарплата, которую получаем от хвоста, растёт по мере того, как поднимаются цены на морепродукцию. В частности, по итогам минувшего рейса заработок матроса составил более 50 тысяч рублей в месяц. Пока нахожусь в рыбопромысловой экспедиции, я знаю, что моя семья надёжно защищена. Раз в месяц предприятие регулярно перечисляет на её содержание гарантированную сумму денег. Два последних года в летней смене в «Антаресе» отдыхала моя дочь, путёвки приобретали за 30 процентов от стоимости. Ежегодно в канун Нового года детям выдаются сладкие подарки, ребятишки рыбаков и берегового состава бесплатно приглашаются на новогодние утренники. Питание в море хорошее, в рацион входят свежие овощи и фрукты.
Иногда приходится общаться со знакомыми, работающими в других рыбопромышленных компаниях дальневосточного региона. Нередко «кидают» рыбаков по части зарплаты. Наши права надёжно защищает бамровский профсоюз, который возглавляет Сергей Максимович Рыжиков. Получаем полный пакет социальных гарантий. Не жалеет предприятие средств и на перелёты самолётом, чтобы произвести смену экипажа на Камчатке, в морских портах Китая… Чувствуется и моральная поддержка. По итогам минувшего рейса я в числе других членов экипажа был награждён почётной грамотой администрации ОАО «НБАМР» и ценным подарком.
-
Что бы вы пожелали выпускникам школ?
— Недавно на экскурсию на наше судно приходили десятка два мальчишек из находкинского детского дома. Вот-вот они встанут перед выбором профессии. С интересом расспрашивали нас про море, рыбалку, заработную плату, специфику и условия работы, проживания на судне и питание… Интересовались, обязательно ли учить английский язык, если собираешься работать на флоте. Мы провели их по судну, показали палубные механизмы, спустились в машинное отделение, поднялись на мостик… У многих просто горели глаза от впечатлений и восторга. Чувствовалось по всему, им хотелось скорее окончить школу и пойти учиться в мореходное училище. Думаю, они ушли от нас, полные добрых впечатлений. Рыбы в море полно, так что пусть молодёжь, не раздумывая, приходит на добывающий флот, работы хватит всем.
-
Когда уходите в очередной рейс?
— Скорее всего, в конце апреля. Пойдём на промысел кальмара в район Курильских островов. Начинал в БАМРе с «Графита» и снова иду на нём.
Страницу подготовил Владимир ПАНТЮХОВ