Его выбрало время

О жизни

Бывший партийный работник стал писателем – не совсем привычный жизненный расклад, хотя когда-то, в послереволюционной России, такие случаи бывали. Вот и Меринов однажды после разговоров-споров с друзьями решил, почему бы действительно не попробовать. Получилось.

В конце 80-х мне доводилось общаться с тогдашним первым секретарем, и сейчас почему-то вспоминаются его слова о трудах Макаренко, психологии и прочих, казалось бы, ненужных партийному чиновнику вещах. Оказывается, пригодилось, было что-то такое внутри у нынешнего инженера человеческих душ. А в начале пути он был инженером настоящим – закончил механический факультет ДВВИМУ, работал в Дальневосточном пароходстве, а потом пошел, как говорится, по комсомольско-партийной линии. Был первым секретарем ГК ВЛКСМ Владивостока, в крайкоме партии работал. Ныне 63-летний Юрий Николаевич — консультант транспортно-экспедиционной компании: на пенсию не проживешь, и литературный труд особых дивидендов не приносит. Хотя недавно результат был, и весьма значимый – накануне 60-летия города он стал почетным жителем Находки. О присвоении этого звания ходатайствовали Приморское отделение Союза писателей России, краевые — фонд культуры, библиотека имени Горького, совет ветеранов.

— Юрий Николаевич, как вы сами оцениваете этот факт?

— Если объективно, то за семь лет работы в должности второго, потом первого секретаря горкома было сделано многое. В Находке я состоялся как руководитель. Когда начинал вторым в 1984 году, мне было 37 лет, в 41 стал первым. Это был определенный риск со стороны крайкома – ставить на такую серьезную должность во втором по величине городе края такого молодого руководителя.

А о наших делах можно сказать, что за последнюю пятилетку, с 1986-го до 1991 гг., город семь раз награждался переходящим Красным знаменем (его вручали два раза в году). Достаточно сказать, что в последние три года мы сдавали квадратных метров жилья на душу населения больше, чем во Владивостоке. Больше школ, детских садов и объектов социального назначения.

В городе были посылки к тому, чтобы к 2000 году обеспечить каждую семью отдельной квартирой. Находка была единственным городом за Уралом, способным выполнить эту программу – такой вывод сделал Совет Министров РСФСР. Последние три года ежегодно сдавали 100 тысяч квадратных метров жилья – это три тысячи квартир. В очереди на жилье тогда стояло 33,5 тысячи человек, и простая арифметика показывала, что при сохранении темпов к обозначенному сроку мы эту проблему должны были решить.

Еще в Находке ежегодно сдавались 1000 мест в детсадах и яслях, одна школа в два года на 1176 мест, и к 1995 году все школы занимались бы в одну смену…

— Получается, горком настраивал на выполнение задач первых руководителей, а они – уже коллективы?

— Не совсем. Устойчивого финансирования и тогда не было. Мы собирались с руководителями и говорили: денег нет, давайте скинемся. Так появилась, например, пристройка к больнице ВЗО, горбольнице и так далее.

— Вам не больно было падать, когда развалились КПСС и СССР?

— Ситуация была очень сложной, и я в одной из своих книг говорил, что это была борьба за власть в верхах: мы видим, кем стали прежние демократы. А тогда я оказался не нужным никому. Боялись связываться с «заклейменным». Полгода был без работы. И в школе доставалось детям, и жене — на заводе.

— Тем не менее с помощью товарищей бизнесом занялись?

— …А потом пригласили в футбольный клуб «Океан», зная, что я кандидат в мастера спорта по футболу. Пять лет был президентом клуба, это были годы наивысшего взлета футбольной жизни города. Затем снова занялся предпринимательством.

— Руководители из вашей обоймы шагнули гораздо дальше…

— Смотря какие цели перед собой ставишь… Я никогда не стремился перешагнуть через человека, тем более нечестными способами.

— Как оцениваете ситуацию в нынешней российской жизни?

— Сложная, если не катастрофическая. Когда я слушаю выступления вышестоящих и они называют цифры, в них просто не верю. Можно взять статистический сборник 1990-го и 2009 годов и сравнить все в сопоставимых ценах. У нас не рост ВВП, а за не полные 20 лет падение произошло на 80 процентов. Пока страна находится на плаву за счет того, что продает свои недра.

А в Находке, кстати, индикатор экономики всегда был на глазах — утром первым делом смотрел на бухту: сколько судов у причалов, насколько интенсивно работают краны.

— Многие вчерашние коммунисты начали верить в Бога, другие меняют партии, как перчатки, а какая у вас система политических взглядов?

— По большому счету, она не изменилась. Я вступал в КПСС сознательно, поэтому партбилет прилюдно не рвал. Я хорошо знаком с Зюгановым, меня не раз приглашали в КПРФ, но она не отвечает мыслям и чаяниям народа, из уст лидера ничего, кроме деклараций, не слышится. В его окружении та старая гвардия, которая цепляется за прошлое. Так что я остаюсь членом КПСС и, когда есть возможность, перечисляю средства на счет газеты «Советская Россия», считая эти деньги своим взносом.

В целом я стою на позициях социализма. Пример такой системы рядом с нами – Китай. В мире много говорят о социалистической системе в Швеции, Норвегии, Вьетнаме.

— Что в личной жизни радует?

— Супруга отработала 20 лет экономистом на НСРЗ, сейчас занимается дачей. Обе дочери с высшим образованием. Внучка учится на первом курсе, будет финансистом.

 О литературе и футболе

В присвоении звания «Почетный житель Находки», безусловно, сыграло и то, что Юрий Меринов внес определенный вклад в краеведение — одна из его основных книг называется «Восточные ворота России» и посвящена истории Находки. Автор признается, что в течение пяти лет с момента выхода появлялись все новые факты и уточнения и надо ставить вопрос о переиздании.

— Юрий Николаевич, вы, пожалуй, самый плодовитый и разноплановый член Приморского отделения Союза писателей – под вашей фамилией значатся и проза, и документалистика, и фотоальбомы…

 — Всего вышло 19 книг, из них прозы – 10. К краеведческим работам относится еще «Товарищ Память», посвященная 55-летию Победы. В ней удалось рассказать о Героях СССР, чья биография связана с Приморским краем. И последняя работа —  «От генерал-губернатора до губернатора», где через лиц показана история становления жизни на дальневосточном побережье. И, конечно, несколько специфическая «Это наша с тобой биография» — об истории комсомола Приморья.

— Чем занимается Союз комсомольцев Приморья, где вы заместитель председателя?

— Эта организация существует с 2000 года, первичные организации имеются почти во всех муниципальных образованиях. Мы издаем книги. Мы одни из инициаторов воссоздания пионерской организации — в Уссурийске пионеры есть во всех школах. Взяли под опеку студенческие строительные отряды. По мере возможности проводим спортивные соревнования на призы организации. Помогаем ветеранам. Во Владивостоке у Дома молодежи стоит танк Т-34, недавно установили там памятную доску с фамилиями героев танковой колонны «Приморский комсомолец».

— Как вы ощущаете, насколько востребованы ваши книги, как часто встречаетесь с читателями?

— «Восточных ворот» не найдете, редкостью стала книга о губернаторах, о Героях СССР — разошлась за три месяца. Тиражи небольшие – хожу по знакомым, которые имеют возможность помочь. На гонорары не проживешь, надо издавать не менее 100 тысяч экземпляров, а для этого требуется 150 тысяч долларов. У меня их нет.

Определенную прибыль могли бы принести книги к юбилейным датам, но я на таком заказе только обжегся. В 2003 году Дальневосточное таможенное управление заказало художественное произведение, максимально приближенное к действительности. Два года работал. Роман получился на 380 страниц, но в 2004 году руководителя сняли с работы, а его преемникам такой труд стал не нужен.

А с читателями общаюсь часто – за четыре месяца 15 мероприятий в Находке, Уссурийске, Надеждинском районе. За год набегает до 40 встреч.

 — Насколько изменился литературный вкус людей?

— Тут двоякое мнение, однозначно не ответил бы. Когда издал первую книгу, то получил 65 писем от людей возрастом от 14 до 65 лет. Значит, люди читают. Второй вопрос, который меня очень настораживает, – сегодня в школе любовь к книге не прививают, а отшибают тем же ЕГЭ… Наблюдаю за студентами, они сутками ищут нужное в Интернете вместо того, чтобы пойти в библиотеку и открыть конкретную книгу.

Мне часто приходится ездить в автобусах. Слушаю молодых людей, и складывается впечатление, что рядом инопланетяне, настолько примитивен их язык и минимален словарный запас. Словом, идет духовное обнищание молодежи.

— Может, потому что раньше, когда хватало хлеба насущного, и человек чаще обращался к духовной пище?

— Да, сегодня не каждый может позволить купить себе книгу. И не каждый может заниматься в спортивной секции, которая по душе, – нужны деньги. Как же тогда мы сделаем спорт действительно массовым и победим на Олимпиаде в Сочи?

— У вас хобби прежнее – футбол?

— Слежу за «Океаном» в том числе. Смотрю на игру другими глазами, чем большинство болельщиков, минут через 20 могу предсказать счет, договорный ли матч…В общем, ситуация в «Океане» неважная.

— Сами что читаете?

— Когда пишешь книги, то литературу читать нельзя, поневоле какой-то интересный момент в голову влезет. Но, если позволяет время, перечитываю Чехова, Достоевского, Шолохова. Если отталкиваться, то лучше от них.

Валерий БЕЛЬЦОВ

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.