«Что бы ни писал художник, всегда в его работе присутствует он сам», – убеждена Екатерина. С ней мы встретились накануне её персональной выставки, название которой лаконично — «Вне времени».
— Для меня, как, наверное, и для других художников, творчество – прежде всего самореализация, стремление выразить обуревающие эмоции и… передавать их через изображаемое зрителю, который, как хотелось бы мне, должен не просто чувствовать, а понимать. Рассчитываю не на банальное созерцание картины, а на продолжение домысливания её зрителем. Он – мой сотворец.
…Всё в этом человеке необычно. Даже сам факт рождения: Катя появилась на свет в Египте, в городе Александрия, куда направлен был в длительную командировку глава семьи. Хотя родители увезли её двухлетней на родину, утверждает, что где-то глубоко в подсознании живы воспоминания об этой далёкой стране, а сочетание золотого песка и ультрамарина моря до сих пор для неё — цвет Египта. Подумалось в эту минуту, что в цикле её картин «Обнажённые на фоне природы» нередко присутствует это любимое ею сочетание цветов.
Не может не удивить и то, что, поступая пару раз в художественную школу, она вскоре переставала её посещать.
— Почему? – удивилась я.
— Рисовать начала с тех пор, как помню себя, но что-то мешало учиться в художке. Получив среднее образование, пошла работать токарем на завод. А в восемнадцать лет поехала с отцом в Свердловск (ныне Екатеринбург) поступать в художественное училище им. Ивана Шадра, одно из лучших в стране. Уж не знаю как убеждал директора Владимира Кисляковского мой папа, но… Я осталась там. Благо Урал – малая родина отца, и его мама, моя бабушка, очень хотела, чтобы я пожила с ней. Так я поступила в художественную школу. В тот момент очень хорошо понимала великого соотечественника Михаила Ломоносова, которому пришлось постигать азы грамоты среди малолетних детишек. Тогда поняла, чего хочу по-настоящему, к чему стремлюсь, появилось желание получить глобальные знания. Учебное заведение закончила экстерном за полгода с отличием, и училище приняло меня в свои стены, хотя конкурс при поступлении был большой – восемь человек на место. Училась по вечерам, а днём работала лаборантом в техникуме.
Екатерина призналась: в том, что она состоялась как художник, огромная заслуга её отца, Владимира Васильевича, человека талантливого, востребованного в течение всей его жизни как прекрасного специалиста по Китаю, экономиста, переводчика… Он всегда верил, что дочь обладает великолепным даром и обязательно проявит себя в творчестве. И, конечно, помогал и материально, и морально.
Немало вложил в неё как педагог – руководитель училища Владимир Владимирович Кисляковский, которого она боготворит до сих пор. Удивительно, что, окончив училище с отличием, Екатерина могла остаться в Екатеринбурге, продолжить образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, но вернулась в Находку. И сегодня, по прошествии длительного времени, объяснила своё решение тем, что она, как магнит, притягивала её. Хотя умом понимала: провинциальный город имеет минимум возможностей для личностного развития. Однако, как признаётся, ни разу не пожалела о том, что живёт и работает в Находке. И ещё осознала, что творчество «идёт изнутри, личность развивается вне зависимости от того, насколько благоприятна окружающая среда».
— Наш город уникален и удивителен по своему расположению в природе, – уверена моя собеседница, – в нём есть какая-то трогательность, романтичность. Прежде конкретно Находку почти не писала, но она присутствовала в некоторых картинах, была узнаваема, но и только. Моя новая серия картин о родном городе – признание в любви и потаенная мечта, что Находка будет развиваться, станет ещё уютнее, прямо в центре будут красивые набережные, большое количество кафе, скверов…
-
Екатерина, ваши работы были представлены во Владивостоке, других городах страны, а в Находке состоялось уже более десяти персональных выставок. Вы помните свою первую экспозицию и как её оценили известные в городе художники?
— Слава богу, не услышала снисходительного пожелания: «Дерзай, девочка, и всё у тебя получится». Приняли достаточно уважительно, отнеслись тепло. Это запомнилось. К слову, прежде я просто представляла на суд зрителей живопись и графику. А нынешней выставке, она откроется 20 ноября, дала название «Вне времени». Априори мне хотелось абстрагировать зрителя от временной привязанности. Плохого и хорошего времени не бывает. Оно не имеет непосредственной связи с развитием внутреннего мира человека.
-
Но как же мы часто размышляем: нынешнее время аморально — включи телевизор, и увидишь пошлых гламурных дамочек, мечтающих о мужьях-олигархах, или того хуже – сцены насилия…
— Но ведь всегда есть выбор: переключите кнопку на канал «Культура», и услышите классическую музыку, дискуссию умных людей… Если вернуться к теме творчества, то для меня жанры вне времени. Нынче, к примеру, будут представлены, в частности, и портреты. А портрет – вечный диалог художника с самим собой. Моё мнение: искусство вне времени, ведь истинные ценности постоянны всегда – природа, любовь, реализация творческого начала, познание себя…
-
Екатерина, запомнилось многое в вашем творчестве: серия картин, посвященных 140-летию Владивостока, и графических работ «Слава флота российского», цикл работ «Обнаженные на фоне природы», очень живописные фотоэтюды, натюрморты… Грядущая выставка чем-то удивит нас?
— Не люблю слов «итоги», «отчёт». Но приходится констатировать, что персональная выставка приурочена к моему 45-летию, а это всё-таки этап в жизни, поэтому приходится признать, что без них не обойтись. Экспозиция – мой творческий отчёт за последние годы. Состоится и презентация календаря на 2013 год с художественными работами. Особый момент – усложнила работу, освоила технику акрила, отличающуюся особенной жёсткостью, сравнимой разве что с темперой, которую применяли художники в создании фресок, а также в иконописи.
Почему именно акрил? Меня заинтересовала эта техника. Кроме серии работ, посвящённых Находке, о которых уже говорила, будет новая тема, признаюсь, одна из любимых – Рождество. Это не связано с религией. С раннего детства этот праздник ассоциируется с волшебством, особенным уютом в доме, романтикой… Всегда мечтала о том, чтобы тема Рождества и Нового года заинтересовала моих коллег, и мы общими усилиями представили бы сказочную экспозицию.
-
Чувствуется, вы сумели сохранить в себе детство…
— И оно выражается, наверное, в том, что я всегда настроена на позитив. Никогда не приступаю к работе, если нет настроения, чем-то сильно раздражена. Лучше разобью тарелку. Шучу. А если серьёзно, картина всегда передаёт зрителю наши чувства и настроение, поэтому считаю: она должна нести добро, чтобы окружающий мир стал хотя бы немного лучше.
-
Екатерина, вам важно, какую оценку вашей работе дадут коллеги?
— Не очень. Мне важнее, какие ассоциации вызывают мои картины у зрителя, что они чувствуют, что домысливают… У меня есть круг знакомых, глубоко чувствующих искусство, хотя они и не профессионалы, но их замечания всегда точны. И к ним стоит прислушаться. А из коллег ценю мнение Валентины Васильевны Захаренко, человека искреннего, правдивого и много достигшего в искусстве.
-
Что для вас ваше творчество?
— Прежде всего оно даёт возможность самореализоваться. Живопись – очень самостоятельный вид искусства. И она требует от художника полной самоотдачи.
Ольга ЧИКИЛЬДИНАПерсональная выставка Екатерины Архиповой откроется 20 ноября в 16 часов
в Музейно-выставочном центре г. Находки.