В «НР» (№203 от 14 декабря) была опубликована тематическая страница «Осенний призыв – 2010». Редакция получила отклики читателей на актуальную для многих тему. Вот одно из писем.
Важно родителям понять сразу – ваш сын идёт исполнять свой воинский долг перед Родиной. К сожалению, сегодня даже ответственные за призыв люди забывают об этом. Долг отцов и матерей напоминать им об этом. Почему так жёстко рассуждаю об этом, а потому что родители ребят как никто заинтересованы в том, чтобы их сыновья вернулись домой здоровыми. А для этого они должны знать конкретно офицера, его фамилию и звание, в подчинении которого служит сын. Это первое напоминание об юридической ответственности. Именно эту информацию чаще всего скрывают от родителей. С этим главным человеком нужно установить почтовую и телефонную связь. Это необходимо и родителям, и офицерам в равной степени. Никаких отговорок не стоит принимать.
В течение 20 лет я встречал и провожал парней, призванных в армию. С ними был во время штормов и ураганов, с ними охранял рыбаков в Атлантическом океане и в Гвинее, играл в футбол и посещал иностранные порты… Они были разных национальностей, имели разный характер и наклонности. Но становились единым крепким воинским коллективом только в том случае, если офицеры помнили о своей личной ответственности за их жизнь, здоровье и успехи в учёбе.
Армия – школа дисциплины и порядка, и она не имеет ничего общего к проявлениям бандитизма и издевательств над военнослужащими. Они случаются лишь там, где офицеры забывают о личной ответственности за жизнь и здоровье подчинённых, за дисциплину и порядок. Это тяжёлый повседневный труд. Но кто знает, что самым жёстким наказанием для солдата или матроса является письмо на его малую родину родителям. Это крайняя мера, но иногда только она спасает юношу от совершения недостойных проступков.
В реалии родители «проходят» службу вместе с сыновьями. Их письма, советы, наказы чрезвычайно важны. Молодёжь очень восприимчива к вестям из дома. Вот несколько эпизодов. Среди ночи меня разбудил дикий крик с верхней палубы. Вызвал дежурного офицера и приказал разобраться. Ко мне привели заплаканного матроса, который получил письмо от друга. Оказалось, в родном селе произошёл раскол на этнической почве, что повлекло раздоры среди людей… Пришлось искать выход из создавшегося положения. В другом случае ко мне обратился один из матросов за помощью. За два года до призыва он участвовал в хулиганском преступлении в составе группы. Его друзья были осуждены и отбыли срок. Они сообщили ему, что он тоже должен сесть в тюрьму. Чтобы разрешить ситуацию, мы обратились в правоохранительные органы.
Бывает и так, что ребята приходят служить не по закону, а «по понятиям». В результате они возвращаются не домой, а в тюрьму. Чтобы этого избежать, родителям следует объяснить сыну, что совершеннолетие означает уголовную ответственность за нарушение закона. Ещё при призыве советую мамам и папам узнать телефоны правоохранительных органов, куда они могут обратиться, если в отношении сына совершаются или могут совершиться незаконные действия так называемых «дедов». Если уже что-то случилось с парнем или есть угроза его здоровью, необходимо требовать перевода его в другую часть. Не нужно доверять разговорам, что всё улажено. Это неправда. Ваше требование о переводе – это требование о наведении порядка в той части, где его нет. А для исправления ситуации потребуется время. Оно будет не в пользу вашего сына.
Воинская служба – это опасный труд: оружие и техника не прощают безграмотности, неточности… К сожалению, и обычная бытовая нередко приводит к несчастным случаям, поэтому следует обучать детей пользоваться стиральными машинами, утюгами… И это очень серьёзно.
Обратите внимание на то, как разговаривает ваш ребёнок. Мы стали привыкать к тому, что в повседневном общении употребляется много мусорных и порой нецензурных слов. Некоторые даже пытаются найти оправдание мату. Но мусорный язык – удел слабых. Скрывая презрение к себе, они проявляют внешнюю агрессивность. На службе культурным быть не стыдно. Те, кто окончил даже один курс вуза, владеют грамотным языком, обычно пользуются уважением в коллективе.
Бывает, что на службу призывают не совсем здоровых ребят. Не нужно стесняться говорить об этом. Как-то боцман привёл ко мне матроса, который якобы уклоняется от работ, заявляя, что болен. Я отправил юношу на лечение, и, как оказалось, он действительно был болен. Кстати, военная медицина часто помогает излечить те хвори, что не удавалось до службы.
Важно ещё настроить ребят не употреблять спиртное. Все преступления – следствие пьянства.
…Встречая молодое пополнение, я обычно говорил: «Воинская служба кратковременна, надо успеть подготовиться к самостоятельной, взрослой жизни. Выбрать путь, не растерять то, чем наградила природа. Всё, чему научились до службы, нужно умножить. Служба – это передышка после школы для дальнейшей учёбы». К сожалению, не все внимают этому наказу. Как-то ко мне подошёл матрос и показал письмо от матери, которая писала, что его друзья пришли со службы и стали пьяницами, она сомневалась, что и сын не избежит этого пагубного пристрастия. Отслужив, юноша уехал в другие края, как писал мне, всё у него сложилось хорошо.
Многие родители считают, что после армии чаду нужен отдых. Это ошибка. Какой бы трудной ни была служба, она является отдыхом для ребят перед сложной самостоятельной жизнью. Не следует терять время.
Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, капитан второго ранга в отставке