…Над бывшим военным аэродромом в Золотой долине – гул самолетов. Они смело взмывают ввысь, на большой скорости проносятся над взлетным полем, выделывают мыслимые и немыслимые пируэты, исчезают за горизонтом, чтобы вскоре вернуться обратно и победным гулом при приземлении известить, что небо им покорилось. С одной поправкой – самолеты в небе игрушечные, разных размеров, с размахом крыльев до двух метров, но точные копии и полукопии военной и гражданской техники разных стран. И запускают их наземные «летчики», управляющие машинами с земли с помощью пультов.
Аэродром, прослуживший верой и правдой не одному поколению военных летчиков, готовый принимать у себя боевые машины еще полсотни лет, стал к концу 90-х в одночасье ненужным. Так сказалась на нем военная реформа. Лётный отряд перевели в другой регион, самолеты улетели, и бывшая запретная зона с особым режимом охранения осиротела. Идея создать здесь гражданский аэропорт, рожденная в пору создания в Находке свободной экономической зоны, тихо почила в папках СЭЗ.
Став бесхозной и никому не нужной, по сути, а по бумагам оставаясь собственностью военного ведомства, взлетная полоса заросла травой, ангары, где прежде укрывались боевые машины, пугают скрипом прежде мощных, а ныне проржавевших ворот, на склонах сопок в десятке метров от полосы местные жители дружно высаживают по весне картошку. Но этот мирный пейзаж лирический настрой в душе не рождает. Почему-то думается о грустном – как были мы нерадивыми хозяевами, такими и остаемся, если позволяем гнить и разрушаться тому, что создавалось в прошлом веке, казалось, на века. За минувшее десятилетие бывшая гордость русской авиации превратилась в заброшенную долину, где от воинского прошлого остались лишь немногие приметы и где упрямо теплится гражданская жизнь.
Пустующую полосу облюбовали для себя находкинские, а следом за ними и приморские поклонники спортивного авиамоделизма и по выходным дням, не нарушая уже привычный здесь мирный уклад, часами запускают на аэродроме свои винтокрылые машины. Это занятие требует нешуточного мастерства. Манипулируя кнопками, нужно задать модели нужные параметры — разбег на взлете, скорость в воздухе, виды пируэтов, например, «мертвую петлю», «кобру» — их десятки, мягкость посадки и т.д. Этому искусству нужно сначала научиться в теории, отработать на малых скоростях, чтобы позднее на равных демонстрировать свои и машины успехи. Не успел, просчитался, не справился с управлением — она рухнет с высоты, перевернется при посадке. Хорошо, если можно починить. Чаще всего при таких авариях самолет ломается, и восстановить его уже нельзя. Ведь сделан он из легких материалов. Крушение – потеря серьезная и в моральном плане, и в финансовом. Точные копии и полукопии стоят недешево, а заказанные через Интернет в других странах – вдвойне дороже. В Интернете предложений для потенциальных покупателей очень много. Этот рынок активно развивается, самолеты и планеры предлагаются все более сложные и современные.
Справка «НР». Авиамоделизм сегодня включает в себя два основных направления — спортивный и любительский. Последний как вид технического творчества школьников и истинных энтузиастов всех возрастов — один из самых распространенных и наиболее популярных видов моделизма. Торговля, Интернет предлагают любые комплекты сборных моделей самолетов — радиоуправляемые, стендовые, детали и комплектующие к ним. На смену ему все увереннее приходит спортивный авиамоделизм как массовый военно-технический вид авиационного спорта. День рождения отечественного авиамоделизма – 2 января 1910 года. В этот день состоялись первые соревнования летающих моделей. Одним из организаторов состязаний был «отец» русской авиации Николай Егорович Жуковский. Самый дальний полет составил тогда 17 метров. В 1952 году авиамодельный спорт был включен в Единую спортивную классификацию, что отразилось и на его развитии. Сегодня в нашей стране широко распространены следующие классы моделей: радиоуправляемые самолеты и планеры, кордовые – скоростные, пилотажные, гоночные, модели «воздушного боя», свободнолетающие – планеры, резиномоторные, таймерные, комнатные модели самолетов и вертолетов.
Современные радиоуправляемые модели легко преодолевают сотни километров и выполняют любую команду наземного пилота. Какое бы направление вы ни выбрали, авиамоделизм может захватить каждого. Если для моделиста «выходного дня» главное – сам полет, взмывающая вверх машина, то для «хардкоровых» любителей и профессионалов не менее интересен сам процесс доведения модели «до ума» и уже потом – сам процесс «пилотирования».
Но для всех самое важное – запуск приобретенного или собранного своими руками детища высоко в небо. От поклонников этого вида спорта требуется огромное терпение по преодолению неизбежных трудностей. У находкинских энтузиастов его хватает. Группа людей, увлеченных авиамоделированием, сложилась сравнительно недавно, но путь к этому виду спорта у каждого своей длины и сложности. Многие когда-то прошли школу станции юных техников – сначала собирали модели под руководством опытных наставников, потом уже стали ими. Они и сейчас, серьезно занимаясь этим спортом, дружат с нынешним поколением юных техников.
Игорь Паркфирьевич Прус начинал свой путь в такую авиацию раньше всех своих нынешних товарищей. Лет шесть назад он стал запускать модели на вертолетной площадке на проспекте Мира, собирая многочисленных зрителей. Он и сейчас в будни утром и вечером приходит сюда, чтобы запустить вертолет или самолет. Его последователи выезжали в район телевышки либо за город на открытые поляны. Заросли и деревья – не союзники такому спорту: упавшую модель найти непросто, да и повреждений гораздо больше. Аэродром в Золотой долине – место идеальное. Поэтому каждые выходные, праздники и отпуска спортсмены стараются проводить здесь. Образовался своего рода мужской клуб по интересам. Вернее, интересу – он один на всех. С таким же «стажем» Юрий Постоленко, отдавший предпочтение пилотажным самолетам. Вячеслав Башкатов – поклонник вертолетов уже более трех лет. Полтора года назад к ним присоединился Ян Вотчал, выбравший для себя военные самолеты.
Наблюдать за ними на аэродроме – одно удовольствие. В движениях ни спешки, ни суеты, проверяется каждый болтик – винтик, коллективно обсуждается траектория полета машины, определяется очередность запусков. Здесь умеют радоваться за товарища, если самолет успешно отлетал, сопереживать — в случае аварии. И еще подолгу обсуждать технические характеристики, новинки, их возможности. У этих людей есть увлечение, ставшее, по сути, частью жизни. Приходу каждого нового члена рады. Приходит единомышленник – раз, привносит в общую копилку моделей новые варианты – два. А значит, в небо поднимутся новые самолеты, за которыми интересно наблюдать не только профессионалам, но и тем, кто приезжает сюда просто посмотреть. Зрелище впечатляет. В сентябре авиамоделисты планируют провести свой первый фестиваль авиамоделизма, пригласив в Находку спортсменов Владивостока, Уссурийска, Артема, где складываются уже традиции объединения людей, увлеченных и преданных небу.
Нина Кольцова