По словам руководителя этого необычного клуба Людмилы КОГУТ, в Находке проживает предположительно свыше 200 человек, которые называют себя забайкальцами. Клуб посещают более 40 человек из них. Они родом из края сурового и очень красивого, края мужественных и хлебосольных людей.
— По документам мы русские или украинцы, – рассказывает Людмила Фёдоровна, — а внешность у нас не славянская. Нередко забайкальцы скуластые, тёмноглазые, тёмноволосые… Дело в том, что здешние казаки, потомки донских, нередко роднились с местными коренными народностями. Вот и смешивались, к примеру, бурятская, русская и монгольская кровь… Потомков смешанных браков украинцев и русских с эвенками, тунгусами, бурятами стали в народном обиходе называть чалдонами (челдонами) или гуранами. «Своих» выдают не только черты лица, но и особый забайкальский говорок, который никак не спутать с другим. «Чо?», «Да ты каво?», «хабарка» (неряха, непутёвая), «пимка» (булавка), «однако», «крыльца» (плечи), «изгаляешься» (издеваешься), «ну ты, паря, даёшь» (удивление, как реакция, к любому человеку, невзирая на пол), «посидим-почеваем» (почаёвничаем), «моя» в обращении к жене… – эти и множество других слов нет-нет да прозвучат в разговоре моих земляков, которые уже давным-давно живут в Находке и любят её.
Сама Людмила Фёдоровна родом из Черемхово, а с трёх лет до юности прожила в Петров-Забайкальском, куда часто ездит к родителям, которым уже по 81 году, но они не только себя обихаживают, но и справляются с работой на огороде. Старожилами забайкальцев не удивишь. Народ крепкий. Правда, это не относится к тем, кто злоупотребляет спиртным…
Людмилу КОГУТ в нашем городе знают многие: она 24 года заведовала массовым отделом в Доме культуры моряков (сейчас МЦК), была заместителем директора Дома молодёжи, а сейчас руководит массовым сектором в творческом коллективе «Приморочка». Как поняла из разговора с ней, клуб забайкальцев, место, где собираются земляки примерно раз в квартал, – её отдушина, дающая заряд оптимизма надолго.
— Нас многое объединяет: воспоминания о малой родине, известные с детства и юности песни, которые поём под баян Василия ПЛУЖНИКА, – рассказывает Людмила Фёдоровна. – Так уж повелось, что Павел ШЕПЧУГОВ, адвокат по профессии, а ещё писатель, поэт, краевед, рассказывает нам о своих опубликованных работах, показывает фотоснимки после поездок в Забайкалье, делится планами. Анастасия МЕШАЛКИНА читает стихи – свои и других авторов. Написанные ею незатейливые строчки:
…Не живу я в Забайкалье,
Находчанка я сейчас,
Но родное Забайкалье
Помню каждый день и час
— понятны каждому из членов клуба, а вызванные чувства очень близки. Нина ЧЕРЕПАНОВА поёт, а мы подхватываем: «Чита, Чита, голубая моя Ингода…». Главное, чем дорог нам клуб, – общение. Здесь каждый может поделиться сокровенным, рассказать о близких. А стол накрываем блюдами, которые по вкусу всем забайкальцам. К слову, если они скромно приглашают в гости почаёвничать, значит, от угощений стол будет ломиться. А на нём обязательно будут красоваться брусника и грибы, картофельные шанежки и ватрушки, пельмени и пироги, а также разные соления и варения…
Клуб забайкальцев посещают люди разного возраста – от 45 до 80. Немало среди них супружеских пар: ШЕПЧУГОВЫ, ПРОТАСОВЫ, ДУДНИКОВЫ… По словам Людмилы Фёдоровны, как правило, семьи её земляков крепкие. У неё самой уже четверо внуков, а у родителей, воспитавших троих детей, – шесть внуков и восемь правнуков.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА