ИЗ ТРЁХМЕСЯЧНОГО похода к родным берегам благополучно возвратился караван в составе дизельных шаланд «Олюторская», «Посьетская», «Невская» и вспомогательного катера КЖ-59 находкинского предприятия ООО «Морские технологии».
Три месяца технический флот работал на прокладке по морскому дну газопровода Сахалин-Хабаровск-Тихий океан-Владивосток в проливе Невельского. Это федеральный заказ, который выполнялся по линии Газпрома. Генеральным подрядчиком проекта выступила московская компания «ОАО «Межрегионтрубопроводстрой», выигравшая тендер. Она наняла оператора из Санкт-Петербурга ООО «Онега шиппинг», которое в свою очередь пригласило для участия в реализации проекта всех субподрядчиков, в том числе и ООО «Морские технологии». В течение рабочей командировки в проливе Невельского всё шло организованно и слаженно. Находкинский технический флот работал по тайм-чартеру, все договорные обязательства выполнил успешно.
А задача предстояла нелёгкая. По дну пролива на глубине от трёх до пятнадцати метров проходила траншея с различными изгибами и поворотами, в которую ранее были уложены две трубы, каждая длиной 21 километр и диаметром 120 сантиметров, предназначенные для подачи жидкого газа с острова на материк для российских предприятий и частично на экспорт. После того как трубопровод был уложен на морское дно, его нужно было присыпать сверху, чтобы сравнять с поверхностью дна. Дело не из простых. Створки в виде ориентиров по линии прохождения трубопровода на поверхности моря не поставишь, чтобы в точности вести отсыпку траншеи. Их снесёт ветром либо сильным течением. Простым глазом траншею на дне моря тоже не увидишь – она на глубине более семи метров. Поэтому такие операции морякам приходилось выполнять с помощью системы позиционирования, а также опираясь на свой богатый опыт и знания.
Обычно такие магистрали засыпаются грунтом, и на этом ставится точка. Но Сахалин – сейсмически опасный район, нередко здесь случаются землетрясения, другие природные катаклизмы. Чтобы обезопасить газопровод от всевозможных трещин и разрушений, сначала его присыпали хорошим слоем щебня, а только потом грунтом. Так будет гораздо надёжнее. Ведь в газопроводе очень высокое рабочее давление — 100 килограммов. Для сравнения: это больше, чем в ацетиленовом баллоне. И если вдруг когда-нибудь появится небольшая трещина, что маловероятно, большой слой грунта и щебня не позволит жидкому газу просочиться в море. Хотя технологией предусмотрены и такие моменты: на морское дно укладывались не простые трубы, а покрытые специальным слоем пластмассы и бетона. Кстати, бетон использовался для веса, чтобы трубы не всплыли на поверхность моря и не создали аварийных ситуаций проходящим по проливу судам.
В целом здесь было задействовано около полсотни находкинцев. Работали круглосуточно, без выходных и праздников. В октябре нынешнего года газопровод уже должен быть сдан в эксплуатацию. Часть этих работ ООО «Морские технологии» сделало вместе с шаландами фрахтователя ООО «Онега шиппинг» осенью прошлого года, оставшиеся мероприятия довершили в нынешний сезон. С транспортных судов, привозящих в пролив щебень и грунт, плавкран перегружал инертные материалы на шаланды, которые доставляли их к месту проложенного по дну трубопровода. Затем открывали днищевые двери и буквально за несколько секунд освобождались от 400 кубометров груза. Таким образом было отсыпано около трёх миль. На больших глубинах отсыпкой занимался землесос «Гибралтар».
— Работы очень сложные, – рассказывает начальник каравана Виктор Никитин. – Течение в проливе постоянно держалось не менее трёх километров в час, два раза в сутки менялось его направление, часто были приливы, достигающие двух метров, что усложняло выполнение строительных работ. Особую опасность для флота представлял паковый лёд – наслоённый в громадные глыбы примерно 100 метров на 50. В проливах Невельского и Татарском образовались целые ледниковые поля. Глыбы несло течением, при столкновении она могла сорвать шаланду с якоря, а если учесть встречную скорость глыбы и судна, то и повредить винты или сделать небольшую пробоину в судне. Иногда вообще было невозможно работать, в целом по этой причине мы потеряли около недели, а потом были вынуждены петлять между глыбами, чтобы не сорвать заказ. Ведь график работы предельно сжатый, и времени на ожидание у нас не было совсем. Ледниковые поля разошлись только к концу весны. 28 мая нам удалось наблюдать массовый сплав нерп на льдинах. Сотни морских животных, взгромоздившись на глыбы, будто пассажиры, спокойно переезжали куда-то в другую местность. Иные нерпы вместе с белухами подплывали прямо к борту наших судов и громко кричали, прося какой-нибудь пищи. А на второй день после этого зрелища глыб не стало.
Требования к выполнению отсыпки трубопроводов, по словам Виктора Никитина, были очень высокими. Кроме того, на протяжении трёх месяцев осуществлялся жёсткий контроль за выполнением условий по технике безопасности, благодаря чему не произошло ни одного несчастного случая. Был разработан план навигационной безопасности, утверждённый ОАО «Межрегионтрубопроводстрой», строгое соблюдение которого контролировала специальная служба. Это был один из сложнейших заказов в практике ООО «Морские технологии», и оно справилось с ним успешно.
Технический флот, надо отметить, — особая часть российского флота, который специализируется на строительстве морских портов, гидротехнических сооружений, создании каналов, фарватеров, переходов, выпусков, выполнении других сложных морских проектов. Дноуглубительные суда строят совсем не так, как, к примеру, рыбопромышленные или торговые, а с повышенным коэффициентом прочности. Поэтому менее 30 лет ни одно из них не служит, а то, бывает, и полвека. Естественно, с учётом проведения на нём капитальных ремонтов и модернизаций. Это не только уникальный, но и специальный флот, предназначенный для работы в экстремальных условиях. На российском Дальнем Востоке такого флота уже нет нигде, кроме как в «Морских технологиях». Поэтому на выполнение некоторых проектов дальневосточники порой вынуждены приглашать техфлот с Балтики. Обновляя базу, ООО «Морские технологии» недавно приобрело ещё один земснаряд японской постройки «Приморец», дизельную шаланду «Олюторская», рейдовый плашкоут «Владимир Пашкин», а также буксир РБТ-329.
…Позади ещё один сложный заказ. Сколько будет их впереди у моряков находкинского технического флота, сказать сложно. Поэтому в перерыве между походами на шаландах «Посьетская» и «Олюторская» у причала родного предприятия сегодня выполняется межрейсовый ремонт, на очереди — доковые работы с предъявлением на класс Регистра. Шаланды «Славянская» и «Невская» пока работают на одном из проектов ОАО «Восточный Порт», а потом на них тоже будут выполнены текущие ремонтные работы. Согласно концепции развития Дальнего Востока на период до 2020 года ООО «Морские технологии» и дальше планирует участвовать в гражданском строительстве. Но, как и прежде, его деятельность будет ориентирована на реализацию федеральных программ по строительству государственных объектов морского и берегового назначения, на долю которых сегодня приходится примерно 99,9 процента заказов компании.
Владимир ФЁДОРОВ На снимках: начальник каравана Виктор Никитин, дизельная шаланда «Олюторская» после выполнения заказа.