удаётся редко кому. Уж очень часто думаем, прощая себя за суетливость и бездарно прожитый день, что вот завтра всё будет по-другому, но… Валентина Алексеевна Ткаченко, без малого полвека проработавшая учителем в школе, — счастливое исключение.
И это не поспешный вывод. Многое удалось сделать в жизни этому человеку: подарить счастье мужу, с которым в любви и согласии прожила 45 лет; вырастить дочь и сына и дать им хорошее образование; воспитать огромное число учеников. И хоть вот уже третий год она не пойдёт первого сентября в школу, встречаться с детворой не перестанет: юные соседи придут к ней — кто позаниматься по трудно дающемуся предмету, кто взять книжку для чтения, ведь у Валентины Алексеевны солидная домашняя библиотека, собранная мужем, Степаном Степановичем, который хоть и был технарём, инженером на Приморском судоремонтном заводе, но трепетно относился к профессии супруги, помогал ей во всём, даже писал стихи к дню рождения учеников. И не раз говорил ей, что гордится тем, что она учитель.
Во многом благодаря ему раскрылся учительский талант Валентины Алексеевны. Ведь он не просто книги покупал, но и подбирал ставшую сейчас редкостью детскую литературу, пособия… А ещё, вероятно, благодаря удачному началу, ведь первое учебное заведение, куда она после педучилища в 60-м году пришла работать, был интернат для одарённых детей во Владивостоке, где претворялись в практику новаторские идеи известного педагога Николая Дубинина. Хоть и не довелось долго там поработать — ушла в декрет, а вскоре мужа направили в Находку на Приморский судоремонтный завод, но, как говорит, творческий заряд получила и развивала его всю жизнь.
В номере «НР» за 8 октября 1973 года на первой странице был помещён портрет Валентины Ткаченко и буквально несколько слов о ней. В ту пору это означало, что молодой учитель добился в педагогике больших высот. На днях мы встретились с ней и узнали, как сложилась жизнь нашей героини. А прошло с тех пор почти 39 лет.
Ни одного второгодника
не было за годы её учительства. Это ли не свидетельство творческого подхода к делу. Система, созданная известным в стране в советское время педагогом Леонидом Занковым, написавшим труды по психологии обучения, дидактике, стала для молодого учителя своего рода маяком. Она упорно изучала новый метод, ездила на специальные курсы в столицу, а затем в родном городе пропагандировала его среди коллег. А со временем на открытые уроки к ней стали приезжать из краевого центра. И даже когда от системы Занкова многие учителя стали отказываться из-за её сложности, Ткаченко не отступала, благо её в этом поддерживал всецело директор 25-й школы Олег Мозговой, где она проработала 30 лет.
— В чём же соль этого метода? — спросила Валентину Алексеевну.
— Если коротко — в индивидуальном подходе к каждому ученику. В каждом классе есть дети, которым учёба даётся трудно. Моя задача была в том, чтобы они не чувствовали себя изгоями в коллективе. Никогда не уходила из школы, пока самый слабый из учеников не усвоит тему. Старалась, чтобы ребята расширяли словарный запас, чтобы не машинально зубрили текст, а знали значение каждого слова…
Свою оценку труду первой учительницы дают выпускники начальной школы, фотографии и сочинения которых она бережно хранит. Из множества ребячьих сочинений выбираю строки, написанные Ильёй Косаревым. Привлекла детская непосредственность изложения. «…Мне иногда кажется, как быстро пролетает время, как быстро я закончил 4 класса. Я никогда не забуду свою любимую учительницу Валентину Алексеевну Ткаченко. Она была иногда строгой, иногда доброй…»
Бывших учителей не бывает
— Невозможно пройти по Южному микрорайону, — смеётся Валентина Алексеевна, — то один поздоровается, то другой спросит, как живётся, расскажет о себе. Знаю про каждого своего выпускника. И родители ребят подходят. С ними у меня всегда были хорошие отношения. Помню, собрания воспринимали не как обязаловку, а интересную встречу, во время которой их дети представали совсем по-другому, чем дома. Кто-то преуспел в учёбе, кто-то отличился на субботнике или на уроках труда…
…Почётные звания «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель РСФСР», 46 почётных грамот — всеми этими наградами Валентина Алексеевна удостоена не только за самоотверженный труд в школе, передачу опыта коллегам, активное участие в профессиональных семинарах… Целых десять лет она была начальником лагеря труда и отдыха «Юность», находившегося в селе Фроловке, десять лет всё отпускное время проводила на полях хозяйства, работая вместе с подростками. Она никогда не умела работать от сих до сих. Организованный ею детский хор отличался на смотрах-конкурсах. Вместе с ребятами постоянно ходила то в походы, то на экскурсии, а ещё школьники ставили концерты шефам — работникам ПСРЗ.
Несмотря на солидный возраст, её и сейчас приглашают знакомые директора школ поработать год-другой. Но она отказывается. И всё же без работы сидеть не умеет. Вырастила цветочную рассаду разных сортов в большом количестве и высадила вдоль дома. Много читает, особенно классику, выписывает три центральных издания и городскую газету «Находкинский рабочий», которую, как признаётся, любит и читает «от корочки до корочки».
Подготовила Ольга ЧИКИЛЬДИНА