Заказ Росатома — в портфеле завода

ОАО «Находкинский судоремонтный завод» стало участником федерального проекта по утилизации ядерных реакторных отсеков подводных лодок. По линии РосРАО и Росатома завод выполнил уже несколько заказов по изготовлению металлических доково-опорных устройств, кильбалок для перемещения отсеков, опорных фундаментов и лёгких переборок.

Впервые об этом проекте администрация акционерной компании узнала около двух лет назад, когда филиал РосРАО — ДальРАО объявил тендер по изготовлению специальных металлоконструкций для утилизации реакторов. Завод никогда за свою историю не занимался производством изделий для атомной промышленности, но решил попробовать. В числе претендентов на победу в тендере были крупные предприятия из Красноярска, Новокузнецка, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Мурманска, Усолья-Сибирского…

Предложив наименьшую цену и срок изготовления металлоконструкций, квалифицированные услуги специалистов, а также передовые технологии и гарантии качества, НСРЗ одержал победу. С ним и был заключен контракт на размещение заказа, а затем предоставлена лицензия для дальнейшей работы по линии Росатома.

Почему заказчик отдал предпочтение в этом конкурсе именно нашему предприятию? Прежде всего потому, что у заводчан уже есть определённый опыт в изготовлении сложных металлоконструкций для строительства моста на остров Русский. Получив первые заказы от Росатома, мы постарались выполнить их в срок и с высоким качеством. Недавно на заводе побывал руководитель РосРАО Тимур Юрьевич КОПТЕВ, который ознакомился с производственными мощностями, встретился с участниками проекта и поблагодарил их за своевременную и качественную работу. Сегодня заказы атомной промышленности России в портфеле заказов нашего предприятия играют первоочередную роль. В ближайшее время по линии РосРАО будет проведено ещё несколько конкурсов. Будем участвовать и надеемся их выиграть, — сказал генеральный директор ОАО «НСРЗ» Андрей ЧИЖ.

Государственная программа по утилизации ядерных реакторных отсеков атомных подводных лодок рассчитана на 10-15 лет, сообщил Андрей Евгеньевич. В задачу находкинских судоремонтников входят изготовление специальных металлоконструкций и разделка на металлолом реакторных отсеков. Предполагается, что это будут конструкции необычных размеров. Иные из-за крупных габаритов и большого веса (550 и более тонн) придётся доставлять на площадку по утилизации специальным автотранспортом либо плавучим краном по морю. Для их изготовления была подобрана очень прочная сталь специальной марки. Работа очень ответственная и трудоёмкая, поэтому поручена одному из лучших подразделений ОАО «НСРЗ», которое возглавляет Александр ОГАРЁВ. Выполняется она под жёстким контролем заводского отдела технического контроля, представителей заказчика и государства. В ней задействованы газорезчики, сборщики металлоконструкций, маляры и рабочие других специальностей. Трудиться приходится в две смены, а зачастую и в выходные и праздничные дни.

Приступая к проекту, на предприятии провели большую подготовительную работу. В частности, разработан технологический процесс для изготовления металлоконструкций и сделаны дополнительные столы для их сборки, разработана система сдачи продукции представителю заказчика, проработаны другие мероприятия… Технологического оборудования специально под этот заказ докупать не пришлось, оно было приобретено заводчанами ранее. И оказалось кстати. Выполнять многие операции ручным способом было бы гораздо труднее и дольше, нежели с помощью газорезательных плазменных машин с программным управлением.

Часть готовых металлоконструкций отправили с территории завода в собранном виде, другие — доставлялись частями и комплектовались на месте в пункте длительного хранения отходов. Утилизированные блоки будут размещаться на складе длительного хранения, где должны находиться не менее 70 лет, — рассказывает менеджер по работе с заказчиками ОАО «НСРЗ» Николай СТАЙКОВ. — По федеральной программе предстоит утилизировать порядка 100 радиоактивных отсеков. Между специалистами завода и ДальРАО в решении этих задач достигнуто определённое взаимопонимание. К выполнению нами работ заказчик не имеет никаких претензий и намерен сотрудничать с заводом дальше. Заказ большой, работы судоремонтникам хватит до конца текущего года.

Изготовление металлоконструкций — вполне обычная для находкинских судоремонтников работа. Однако этот заказ требует особого подхода. Конструкции должны быть выполнены с соответствующей точностью, прочностью и в срок. И ещё одно обязательное условие — каждое изделие испытывается на месте на качество сварных швов. А чтобы определить прочность их сборки, испытатели прибегают к помощи пресса с давлением до 500-550 тонн.

— Несколько дней назад во Владивостоке прошёл очередной тендер на изготовление тяжеловесных металлоконструкций по линии ДальРАО, победителем которого стал наш завод. Благодаря этому заказу производственные мощности НСРЗ будут загружены до конца текущего года примерно на треть. Мы и впредь будем браться за новые направления, чтобы обеспечить предприятие работой, а людей — достойной зарплатой, — подытожил разговор генеральный директор Андрей ЧИЖ.

Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.