Земля. Как много в слове этом…

В декабре 2010 года было принято постановление губернатора Приморского края об увеличении кадастровой стоимости земли в городах и районах, повлекшее значительное увеличение земельного налога для большинства налогоплательщиков уже в 2011 году. В ноябре прошлого года краевой парламент принял закон о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Но в контексте земельных отношений, сложившихся на сегодняшний день в регионе, эта проблема своей остроты, как показывает практика, не потеряла. Не случайно на заседании совета председателей дум городских округов и муниципальных районов при Законодательном собрании Приморья, состоявшемся на минувшей неделе в Находке, эти темы оказались в числе приоритетных. Круглый стол руководителей представительных органов местного самоуправления был посвящен теме реализации полномочий городских и районных дум в сфере земельных отношений. О своих возможностях по их регулированию, управлению главным муниципальным состоянием в виде земли, возникших проблемах и их решении вели откровенный обмен мнениями представители 19 муниципальных образований.

Кадастром по бизнесу

Открывая заседание, председатель Законодательного собрания Виктор Горчаков заметил, что в земельных вопросах накопилось столько проблем, что без обмена опытом, откровенного обсуждения, готовности законодательной и представительной власти искать и находить пути их преодоления на данном этапе не обойтись. Этот призыв участники встречи услышали. И кадастровые нормативы первыми попали под критику. Депутат Законодательного собрания Руслан Маноконов отметил, что по некоторым территориям стоимость земельных участков выросла в десятки раз. Это серьезно ударило по предпринимателям, рядовым гражданам, которые обращаются к краевому депутату с просьбой защитить их интересы.

Председатель думы Находкинского городского округа Михаил Пилипенко в своем выступлении остановился на нескольких моментах. Средняя кадастровая стоимость земли в городе выросла в среднем на 65%, а в некоторых кадастровых кварталах — более чем в десять раз. Поступления земельного налога в бюджет города в прошлом году выросли в два раза по сравнению с 2010 годом. В нынешнем году эта тенденция сохраняется. Для бюджета дополнительные средства только плюс. Для развития бизнеса огромные налоги на земельные участки становятся серьезным испытанием.

И далеко не все предприятия и организации разных форм собственности это испытание выдержали. Например, налог на землю одного небольшого лесопильного предприятия с прежней суммы в 200 тыс. рублей вырос до двух миллионов. По предприятиям торговли, розничным рынкам – с одного-двух миллионов до четырех-пяти миллионов рублей. В деятельности этот перекос ведет к банкротству, а на стоимости товаров и услуг такие изменения отразились значительным повышением. С учетом обращений предпринимателей и граждан в гордуму депутаты на сентябрьском заседании приняли решение о снижении ставки земельного налога в среднем на 30% для нескольких категорий земельных участков, не использующихся для коммерческих целей. При этом решение коснется правоотношений, начиная с 1 января 2012 года. А это принесет большие потери городского бюджета.

Михаил Михайлович выразил мнение депутатского корпуса – краевым властям нужно найти возможность либо пересмотреть ряд кадастровых показателей, чтобы снизить налоговое бремя, либо компенсировать потери местных бюджетов из вышестоящих. Виктор Горчаков заметил, что все замечания и предложения будут обсуждаться в краевом парламенте.

А где школа и дорога?

«Детскую» тему открыл представитель администрации Приморского края — начальник департамента земельных отношений Михаил Заиченко, отметивший, как факт неутешительный, вялотекущую работу в городах и районах по бесплатному предоставлению земельных участков многодетным семьям. И привел такую статистику. По состоянию на 1 сентября на учете в крае числятся 6446 семей, имеющих трех и более детей и подпадающих под льготу на получение бесплатного земельного участка. 3299 семей таким правом воспользовались, подав заявления по месту жительства. 2203 из них включены в краевую программу. В городских округах и муниципальных районах сформированы 1775 участков, на которые могут льготники рассчитывать. 277 заявителей землю уже получили.

При этом представитель администрации края отметил всего четыре муниципальных образования, активно работающих с многодетными семьями, – Владивосток, Находка, Уссурийск, Хасанский район, где люди получают положенную им землю. Некоторое оживление началось еще на нескольких территориях, но при этом половина городов и районов к реализации приморского закона вообще не приступала.

Что показал первый опыт? Что в этом благом деле немало неувязок и разночтений в федеральном законодательстве, мешающих местным властям в полной мере выполнять закон, а льготникам — почувствовать себя счастливыми. На это обратил внимание участников заседания глава Находкинского городского округа Олег Колядин, представляющий в должности заместителя председателя еще и совет муниципальных образований Приморья. Проблемы у всех городов и районов, кто работает с многодетными семьями, одинаковые. Местные власти предоставляют под такие участки свободные территории, которые, как правило, не имеют необходимой инфраструктуры, удалены от социальных учреждений — школа, детский сад, объекты торговли и бытового обслуживания, а до ближайшей автобусной остановки долго идти.

В давно сформировавшихся жилых районах найти свободные участки трудно. Большинство многодетных семей, в свою очередь, высоких доходов не имеют, нередко и личного автотранспорта нет, и поэтому не могут обустроить полученный участок и построить дом. Передача таким семьям земли без дополнительной финансовой поддержки не означает решение их жилищной проблемы, подчеркнул Олег Геннадиевич. В Находке, например, оформлены и переданы льготникам 27 участков, готовятся пакеты документов по остальным заявкам. Но негатива получено больше, чем позитива. Обладатели земли, получив документы на участок, снова приходят в администрацию, но уже с другими вопросами – свет, вода, тепло, электроэнергия и т.д. Без этого обеспечения говорить о строительстве дома нереально. Такая же ситуация и в других городах. Кто и в каком формате должен помочь будущим новоселам? В бюджетах муниципальных образований на эти цели не заложено ни рубля. Не положено по бюджетному законодательству. В приморском законе на этот счет тоже не прописано. Свое недовольство тупиковой ситуацией многодетные родители адресуют местным властям. Они в свою очередь в рамках круглого стола переадресовали претензии Законодательному собранию края. Виктор Горчаков отметил, что есть над чем подумать краевым законодателям и есть с чем обращаться к коллегам федерального уровня.

О разном не мимоходом

В одном были единодушны все участники круглого стола — земля есть и будет главным муниципальным достоянием, которым на местах сегодня не могут распоряжаться по-хозяйски. И не потому, что не хотят, а потому, что нет условий для этого. Не хватает специалистов, финансовых средств на разработку и утверждение проектов межевания земель. А главное — реальных полномочий. А потому и завтрашняя перспектива не столь обнадеживающая. Важнейший вопрос – муниципальный земельный контроль. Но большая часть городов и районов только планируют приступить к формированию таких структур и взаимодействовать с федеральной службой Росреестра. Находку назвали в составе первой четверки городов, где эта работа ведется, формируется нормативно-правовая база и заключено соглашение о сотрудничестве. Но это лишь начало пути, где много неясностей.

Например, очень нужна достоверная база данных обо всех собственниках земель, в том числе оформивших свое право собственности много лет назад, но не числящихся в реестрах и тем более не уплачивающих налоги на землю. Они возникают тогда, когда решается судьба заброшенных и не использующихся по прямому назначению земельных участков. Примеры, когда такие горе-собственники требуют от местных властей или новых правообладателей многомиллионные суммы за отказ от участка, увы, не единичны. В адрес Росреестра председатели дум высказали ряд замечаний и пожеланий. Оперативности в реагировании на тревожные сигналы с мест – вот чего не хватает этой федеральной структуре, считают депутаты.

Не могут, например, муниципалитеты самостоятельно решать судьбу лесов, находящихся на территориях городов и районов, но не разграниченных в правах собственности. А значит, и нет полномочий у местных властей их охранять, спасать от пожаров, пополнять лесофонд, организовывать питомники и т.д. Очень медленно разворачивается работа по кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, и потому остаются значительными площади так называемых «неразграниченных» территорий, что не способствует инвестиционной привлекательности муниципальных образований.

Противоречие одних законодательных актов другим – тема особая. Наглядный пример, когда федеральный закон от 1998 года предусматривает бесплатное предоставление земельных участков садоводческим и прочим некоммерческим объединениям граждан, а земельное законодательство последних лет определяет иную схему выделения для них земли – через аукционы и конкурсы с целью пополнения бюджетов. Главы городов и районов вынуждены разрываться между двумя законами, подчеркнул Олег Колядин. По мнению членов совета муниципальных образований края, нужно приводить в соответствие нормативную базу на федеральном уровне.

Все прозвучавшие выступления краевые депутаты взяли на карандаш. «Перед нами стоит задача развития муниципальных образований. Без обмена опытом и тесного контакта результата не добиться», — заметил спикер краевого парламента, завершая работу круглого стола. Члены совета договорились диалог на заданную тему продолжить.

Наталья ВОТЧАЛ.
Фото Константина ШЕВКИНА
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.