11 мая 1971 года на первой полосе газеты «Находкинский рабочий» под заголовком «Ударная стройка» был опубликован отчет с комсомольского собрания первостроителей Восточного порта. Комсорг плавстройотряда №18 Владимир РОМАНЕНКО подвел итоги: за первый квартал на земляных работах освоено 330 тысяч рублей, что составило третью часть годового плана, закончен монтаж массивов под первый пирс, забиваются шпунты под его лицевую стенку. И обозначил задание на девятую пятилетку сдать восемь глубоководных причалов, бытовой корпус со столовой на 500 мест, три общежития на 500 мест каждое. «Наша комсомольская организация должна быть боевой и вести за собой молодежь», подчеркнул комсорг.
А 20 мая этого же года в «НР» вышла первополосная заметка «Первые причалы». «Строители глубоководного порта в бухте Врангель закончили отсыпку грунта под вспомогательные причалы, которые будут использоваться для доставки по акватории мощной техники, строительных и иных материалов, а также для швартовки рейсовых катеров для доставки сюда рабочих. Уже со второго полугодия причалы вступят в эксплуатацию, что позволит резко улучшить снабжение стройки и удешевить доставку всего необходимого», сообщалось в газете.
Между этими известиями и датой первого мощного взрыва, известившего стране о начале грандиозной стройки, прошло всего пять месяцев. Этот отрезок времени вместил в себя много событий. 19 ноября 1970 года первая группа строителей произвела первый мощный взрыв, отголоски которого прогремели по всему Советскому Союзу и позвали за собой тысячи юношей и девушек со всех уголков СССР. На следующий день, 20 ноября, был издан приказ №180 министра морского флота «Об организации дирекции строящегося нового морского порта в бухте Врангель».
Через месяц, в декабре 70 го, на эти берега прибыл первый комсомольскомолодежный десант из Одессы. Общежитием для первостроителей стал теплоход «Приморье». В феврале 1971 года о строительстве и развитии нового глубоководного порта на Дальнем Востоке говорится на XXVI съезде КПСС. 17 апреля его сооружение объявлено Всесоюзной комсомольской стройкой. Добровольцы ехали сюда со всех уголков. Их не пугали ни дальняя дорога, ни неизбежные трудности. Манили романтика, новое дело, неизвестные берега, просторы Тихого океана.
О героях тех дней не уставали писать журналисты городской газеты. 21 августа 1971 года в статье «На стройке портагиганта» рассказывается о бывшем старшине первой статьи запаса Тихоокеанского флота Василии ВОРОНОВЕ. Вместе с друзьями он приехал в Восточный и ему доверили руководить ученической бригадой из бывших пограничников, моряков, танкистов. Они быстро освоили нехитрую науку сборщиков и их направили на строительство щитовых жилых домов и летнего кинотеатра. «В комнатах только что собранных домиков над кроватями строителей висят бескозырки, матросские форменки, фуражки, армейские рубашки, с которыми ребята не торопятся расставаться в память о службе. Бригада — дружная семья, костяк которой составляют флотские парни. И трудностей они не боятся», – пишет корреспондент Анатолий ПАПЕТА.
2 сентября того же года в газете появляется новый репортаж о том, чем занимаются строители по вечерам: «На общественных началах парни и девушки построили танцплощадку, повесили светильники и провода и назвали её «Корабелла». Совсем недавно создан общественный отдел кадров. А для того, чтобы запечатлеть исторические моменты, комсомольцы начали вести фотолетопись лучших дел всех тех, кто приехал строить порт. На скуку жаловаться некогда. Всем запомнился, например, вечер, посвященный Дню Советской Армии и ВоенноМорского Флота», пишет автор.
Те, кто не выдержал испытаний, уехали. Большинство осталось, чтобы осваивать новые рабочие профессии, строить причалы, административные и бытовые здания, дороги. Стройка сама диктовала спрос на профессии. Нужны были бетонщики, каменщики, отделочники, монтажники, крановщики. Учили здесь же. И стройка двигалась вперед стремительно.
В мае 1860 года по приказу командира Сибирской флотилии Василия БАБКИНА моряками шхуны «Восток» была сделана подробная опись всего побережья от гаваней Ольга и Владимир до корейской границы. В заливе Америка работы должны были закончить. Но исследователи неожиданно для себя открыли рядом новую живописную бухту, которую они решили назвать в честь великого российского первооткрывателя известного мореплавателя Бернгарда Врангеля. Это было 22 августа, а в сентябре того же года военные гидрографы СИЛИН и ЛИСУЧЕНКО сделали подробную съемку и промеры водной акватории. Так на карте появилось новое имя — бухта Врангель.
В 1966 году на заседании Советскояпонского экономического совета о бухте Врангель впервые заговорили как о самом перспективном месте для строительства нового торгового порта, призванного содействовать развитию внешнеэкономических связей двух стран. То предложение оказалось пророческим.
Первый январский номер «НР» 1974 г. открывается большим фоторепортажем «С рождением, Восточный», посвященным открытию железной дороги Восточный Находка. «Перед громадными пролетами железнодорожного моста — транспарант «Мостостроителямпокорителям рек — слава!». Возле высокой насыпи, где стройно и гордо развеваются на студеном ветру красные флажки, возле только что подошедшего состава с лесом, где на тепловозе еще один транспарант с одной из лучших боевых надписей «Даешь Восточный!», состоялся митинг. Он был открыт по случаю открытия движения через реку Партизанскую», так начинается первополосная публикация с подробнейшим изложением речей первого секретаря горкома КПСС А.И.ЗОТКИНА и многочисленных важных гостей этого большого праздника. И оживает в памяти первостроителей атмосфера тех далеких лет, когда было так важно все, что происходило на стройке века. Они глубоко верили, что их руками вершилась большая история.
Все годы строительства порта корреспонденты газеты не уставали писать о больших и маленьких событиях уникальной стройки. 1 февраля 1979 года свежий номер открывается информацией «Помогло соревнование». Находкинцы на вахте очередной пятилетки и докеры рапортуют об успехах. «Важным фактором сокращения времени стоянки судов в Восточном порту стало социалистическое соревнование между коллективами грузового района и судов Дальневосточного пароходства. 11 судов пароходства совершили 190 заходов в порт: под погрузку щепы — 30 рейсов, круглого леса — 56, контейнеров — 104. Результаты обработки судов по договорам на соцсоревнование подтверждают их эффективность. Это позволило судам дополнительно выполнить 12 рейсов из Восточного в порты Японии, экономический эффект составил более 400 тысяч рублей», пишет Василий ШИЛИН, курирующий в те годы эту стройку.
Январь 1981 года. Газета себе не изменяет новостям из Восточного попрежнему приоритет. В информации «Экономия значительная» портовики сообщают, что в ушедшем году 762 работника порта приняли участие в смотреконкурсе за экономию и бережливость топливноэнергетических ресурсов, подано 478 рационализаторских предложений, 390 из них претворены в жизнь с экономическим эффектом 740 тысяч рублей. Через две недели газета сообщает: «Мощные земснаряды, бульдозеры и краны продвинулись дальше вдоль берега бухты Врангель. Здесь началось строительство второй очереди крупнейшего в стране транспортного узла — Восточного порта. Коллектив треста Дальморгидрострой создал хороший задел в завершающем году десятой пятилетки, досрочно выполнив программу строительства первой очереди. Сейчас, не снижая темпов, строители приступили к углублению акватории залива под будущие контейнерный и лесной причалы, необходимые для растущего порта».
«НР» будет подробно рассказывать об этих событиях. А чуть позднее о новых победах, установленных портовиками на уже сданных причалах. 8 декабря 1988 года горожане узнали из газеты о новом трудовом рекорде Восточного. «Загрузив трюмы гонконговского океанского транспорта «Бенхоуп» углем, докеры Восточного порта переработали 10 миллионов тонн грузов. Ни одна из дальневосточных гаваней еще не знала такого результата. Сегодня Восточный принимает на своих причалах кроме генеральных грузов угля, леса, щепы трубы большого диаметра и легковые автомобили. В комплексе с тремя другими портами нефтеналивным, рыбным и торговым Восточный выдвигает Находку на одно из первых мест в стране по объему переработки грузов, идущих из стран Тихоокеанского региона в Советский Союз и Западную Европу», пишет газета. Таких рекордов за четыре десятилетия будет очень много. И обо всех журналисты «НР» будут писать подробно и оперативно.
40 лет истории порта— это огромная книга, страницы которой нельзя просто перелистать. На каждой — десятки заслуженных наград, имен людей, чьим трудом и вдохновением построен самый глубоководный и самый большой порт страны на Дальнем Востоке. И с каждым годом приумножаются его значимость и роль в экономическом секторе России.
Наталья ВОТЧАЛ (из архива «НР»)