На завершившемся во Владивостоке Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме вниманию делегаций представили приоритетные инвестиционные проекты Приморского края. В числе восьми проектов был интермодальный «Терминал Астафьева», который уже реализуется в Находке.
Вниманию инвесторов и парламентариев стран АТР были представлены самые передовые проекты, которые начали реализовываться в Приморье в ходе подготовки к саммиту АТЭС. Это и строительство нефтехимических производств, и кластер судостроения и судоремонта в Большом Камне, и современное автосборочное производство во Владивостоке и ряд других. Всего администрация Приморского края отобрала восемь таких проектов для участия в Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме.
В число приоритетных для края проектов попал и строящийся в Находке интермодальный «Терминал Астафьева», впервые анонсированный на экономическом совете при губернаторе Приморского края и получивший высокую оценку губернатора Владимира Миклушевского. В ходе саммита АТЭС Сбербанк России заинтересовался проектом, и на Азиатско-Тихоокеанском форуме Сбербанк выступал уже в качестве инвестора двух передовых проектов Приморья — строительства игорной зоны в бухте Муравьиная и интермодального «Терминала Астафьева» на одноименном мысе в Находке.
— Мы предоставляем долгосрочные ресурсы для перспективных проектов всего Дальнего Востока. Что касается Приморского края, Сбербанк участвует на первоначальном этапе в финансировании проектов, связанных с Приморской игорной зоной, с «Терминалом Астафьева» — проектом терминала насыпных грузов в Находке — и прорабатываем сотрудничество с другими инвестиционными проектами, — рассказала в ходе форума управляющий Приморским отделением ОАО «Сбербанк России» Ольга Долгова.
Положительную оценку находкинскому проекту в ходе форума дали ведущие экономисты края. Эксперты полагают, что дальневосточные порты не смогут конкурировать с крупнейшими терминалами стран АТР, если срочно не начнут модернизацию. Об этом же заявлял и Владимир Путин, призывая инвесторов активнее вкладывать в транспортную инфраструктуру. В противном случае весь грузопоток уйдет в суперсовременные порты Китая, Японии, Южной Кореи.
— Учитывая высокий уровень востребованности угля на мировом рынке и планы правительства по увеличению экспорта твердого топлива в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, проект внесет существенную лепту в экономику Приморья и России. В правительстве очень заинтересованы в том, чтобы Россия увеличила экспорт угля, прежде всего, в Японию. Это связано с тем, что японцы закрыли все атомные электростанции и переходят на другие источники энергетики. Согласно некоторым данным, планируется довести экспорт угля до 50 млн тонн в год. Есть и президентский указ по этому поводу, и правительство в этом заинтересовано, это все-таки деньги для России. На мировом рынке уголь сейчас ценится. Для Приморья этот проект тоже важен. При этом важно, что новый порт строится не московской, а приморской компанией, что он зарегистрирован как наша предпринимательская структура, в нашей налоговой инспекции, чтобы все налоги шли в бюджет Приморского края и города Находки. Тогда это будут и рабочие места, и налоговые поступления, и социальная инфраструктура, — отметил доктор экономических наук, профессор, директор Института международной экономики и бизнеса ВГУЭС Александр Латкин.
— Особое внимание в ходе разработки проекта «Терминал Астафьева» уделяется его экологической безопасности, — рассказал технический директор предприятия Александр Ганин. По его словам, с 2015 года вся перевалка угля перейдет к закрытому типу, что полностью исключает разлет угольной пыли. А уже в апреле этого года завершится сооружение защитной сетки высотой 13 метров по периметру терминала.
— Терминал сможет работать со всеми видами сыпучих грузов – уголь, руда, кокс. Это защищает нас от изменения конъюнктуры рынка – в случае падения спроса на уголь мы без ущерба для экономики и рабочих мест перейдем на перевалку других типов сыпучих грузов, хоть зерна. В настоящий момент наша производительность 1,5 млн тонн в год, а к 2015 году возрастет до шести млн тонн в год. Конечная наша цель – добиться полного отсутствия пыления угля, то есть экология у нас на первом месте. В России подобных портов пока не существует. Мы взяли лучшее из мирового опыта и применяем это у нас в Приморье. На втором этапе реализации проекта, к 2015 году, на мысе Астафьева в Находке будут построены бетонные емкости для хранения угля высотой более 50 метров, — отметил Александр Ганин.
Получил проект поддержку и в самой Находке. Как отметил первый заместитель главы городского округа Борис Гладких, «Терминал Астафьева» станет в будущем самым современным перегрузочным комплексом, обеспечивающим перевалку угля в закрытом варианте. Но уже сегодня руководство принимает меры, чтобы максимально сократить выброс пыли в воздух: сделана стенка, ставшая барьером между терминалом и жилым микрорайоном, закуплено современное оборудование, поставлена пушка искусственного снега, который закрывает уголь. К 2015 году проект будет полностью завершен. Новый терминал – это новые рабочие места. Новые рабочие места – это налоги. Налоги – это бюджет. Бюджет – это жизнь города, его развитие. Это звенья одной неразрывной цепи.
Пресс-служба ОАО «Терминал Астафьева»